Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 20

Соображения справедливости должны играть важную роль при подготовке экономичных и объективных политик. Необходимо избегать того, чтобы тот, кто меньше всего в состоянии выдержать условия, создаваемые проводимой политикой, оказался сильнее всего ею задетым. Тем не менее, иногда, распределительные эффекты становятся предметом политических дебатов. Соображения объективности не должны становиться аргументом против введения политик эффективности предпринятых затрат, но должны предполагать введение дополнительных мер. Эффективность, которая делает общество в целом более состоятельным (в смысле efficiency - внутренняя эффективность, экономичность, измеряющая наилучшее использование ресурсов и оптимизация процессов, производительность), является следствием выбора эффективного, с точки зрения издержек, инструмента по сравнению с неэффективным инструментом, хотя он и может быть использован в качестве компенсации для тех, кто сталкивается с несправедливым прессингом в результате введения данной политики. Например, если обнаруживается, что определенная политика оказывает особое воздействие на бедных домовладельцев, для них может быть предусмотрена компенсация в виде пониженных подоходных налогов, или выплачены субсидии на жилищные цели. Если дополнительные меры становятся слишком сложными, тогда, разумеется, может быть изменена формулировка самой транспортной политики для снижения негативных распределительных последствий. Более того, любая оценка инцидентов при распределении политики должна одновременно принимать во внимание распределение общих выгод от проводимой политики. Чаще всего бедные слои населения больше всего страдают от внешних транспортных издержек (плохого качества воздуха, шума и т.д.).      

Дополняемость

Необходимо, чтобы в Союзе каждый правительственный уровень справлялся с теми вопросами, которые он способен решать наиболее квалифицированным образом. Законодательная компетентность должна поручаться высшему уровню правительства, а не более низкому уровню администраций, если это более подходит для решения проблем. В Европейском Союзе этот принцип (дополняемости) закреплен в Соглашении (Статья 3В). Важно подчеркнуть, что во всех случаях должна убедительно демонстрироваться, а не только просто декларироваться необходимость в улучшениях в масштабе всего Сообщества.     

Перемещения/вторичные выгоды

Любое политическое вмешательство для корректировки  определенного внешнего транспортного фактора оказывает воздействие на другие внешние факторы или политики. Эти так называемые перемещения могут быть как позитивными, так и негативными. Каталитический конвертер, например, значительно снижает обычные выбросы от транспортного средства, но увеличивает выбросы двуокиси углерода. С другой стороны, налоги на углеродные выбросы не только способствуют снижению выбросов двуокиси углерода, но одновременно также снижает обычные выбросы. Ясно, что подобные связи должны учитываться при оценке альтернативных политик.

3.2  Инструменты, основанные на рыночных механизмах, и регулирование

Существует, как упоминалось в предыдущих главах, два базовых подхода к сдерживанию внешних транспортных факторов:

1.  Инструменты, в основе которых лежат рыночные механизмы (например, ценообразование),

2.  Прямое регулирование (также иногда называемое «системой управления и контроля»).

При сравнении привлекательности политик, принадлежащих к этим двум разновидностям, в идеале, необходим дифференцированный подход «от случая к случаю». Тем не менее, существует ряд общих внутренних характеристик для рассмотрения.

1    Аргументы в пользу экономических инструментов

Наблюдения показывают, что экономические инструменты могут быть тесно связаны с решаемой проблемой. Они, похоже, могут обеспечить большую экономическую выгоду от произведенных затрат, чем прямое регулирование, поскольку позволяют пользователям и бизнесу надеяться на разнообразие вариантов, позволяющих снижать внешние факторы.

Пример: