Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 35

1.  Комиссии следует подготовить предложения для улучшения соответствия существующих уровней платы за грузовые перевозки в странах-членах издержкам инфраструктуры. Это потребует пересмотра различных уровней, действующих в настоящее время в Европейском Сообществе.

2.  Необходимо определиться, насколько может быть улучшена структура существующей системы, чтобы быть в состоянии обеспечить высокую степень дифференциации по издержкам.

3.  Комиссия примет в расчет вопрос трансформации внешних издержек пользователей легковых автомобилей во внутренние в своем обзоре налогообложения и соответствующих политик в странах-членах Европейского Союза.

С учетом перечисленного, первым шагом может стать пересмотр ставок (для ежегодных налогов и пропусков для проезда тяжелых грузовых транспортных средств), предусмотренный в Директиве по Евровигнетту (93/89/ЕЕС) и выявление того, до какой степени повышение дифференциации способствует улучшению связи между платой и издержками. Похоже, существуют значительные возможности для лучшего отражения географических различий в издержках инфраструктуры и дальнейшего дифференцирования платы в соответствии с характеристиками транспортных средств. Эти вопросы будут также рассматриваться в обзоре Комиссии налогообложения легковых транспортных средств, который находится на подготовке и, будет также приниматься в расчет при следующем обзоре минимальных уровней ставок акциза, который намечен на 1996г.    

Стоит также изучить, стоит ли в качестве первого шага к производительной системе ценообразования внедрять так называемую электронную покилометровую плату - на основе осевых нагрузок и других характеристик - для тяжелых грузовых транспортных средств. Это схема базируется на пробеге и может легко дифференцироваться по типам транспортных средств.

Более примитивная версия этой схемы использовалась в Швеции до ее вступления в Европейский Союз. В ее основу была положена проверенная технология, где электронный одометр вел учет  пройденных километров и платы, определяемой на основе регистрационной карты, находящейся в измерительном устройстве транспортного средства. В Швеции было разработано два типа одометра. Проводной одометр стоимостью около 800 ЭКЮ и электронный одометр, выпущенный, но никогда не использовавшийся, стоимостью около 300 ЭКЮ. Административные затраты по взиманию платы составляют около 1% от собранной выручки, что очень немного по сравнению с другими схемами сбора платы и налогов (Hoornaert, 1992).      

Основным преимуществом такой системы является то, что плата может быть приближена к издержкам ущерба, наносимого дороге, и прочим издержкам.

Диаграмма 3 иллюстрирует, что эта система позволяет тесно увязать плату с реальным ущербом для дороги и имеет значительные преимущества перед использованием акцизов на дизельное топливо, которые слабо связаны с издержками. Существующая версия схемы не позволяет ввести дифференцирование по времени и месту. Поэтому было бы полезно исследовать, можно ли сделать улучшения в направлении, позволяющем повысить привлекательность (анализ возможности увязки данного инструмента с электронным тахографом). К международным грузовым автоперевозкам также должно быть применимо распределение выручки между странами-членами. Уроки, которые получены от эксплуатации системы Евровигнет и Комиссия намеревается предпринять изучение возможностей и преимуществ перехода к электронным покилометровым сборам с тяжелых грузовых транспортных средств.

Для компенсации издержек дорожной инфраструктуры налог на пробег является более производительным, чем налог на топливо.

Диаграмма 3     Предельные издержки инфраструктуры в зависимости от веса транспортного средства в метрических тоннах – Швеция (ECU/10 km)*.

* - Дорожные издержки зависят от осевых нагрузок. Дорожные издержки на данном графике соотносятся со стандартной конфигурацией транспортных средств. 


5.   Аварии на транспорте

5.1  Введение