Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 12

Вывод, который может последовать, очевиден: ценовая эластичность на транспорте достаточно велика, чтобы обеспечить результативность стратегий на основе ценового подхода, особенно, если они предполагают дифференцирование.

Определение:

Дифференцирование цен - установление разных уровней цен на одинаковую продукцию в зависимости от экономических, природных, территориальных и других, не зависящих от производителя различий в затратах на ее производство и реализацию, а также с учетом качества продукции.

Ценовое дифференцирование и поведенческие реакции

Субститутные эластичности между транспортным средством/топливом, которые отличаются только в отношении характеристик окружающей среды, являются  в основном очень высокими, т.е. небольшие изменения в ценах для загрязняющих транспортных средств/топлива могут привести к значительному увеличению доли рынка чистых транспортных средств/видов топлива. Существует множество свидетельств по этому вопросу из реальной жизни, например, ценовое дифференцирование в зависимости от качества топлива. Интуиция может подсказать результат: если единственной разницей между двумя продуктами будет характеристика по отношению к окружающей среде, то люди будут очень чувствительны к ценовым изменениям.

Рисунки А.1 и А.2 показывают субституцию в пользу более чистого топлива в результате налогового дифференцирования в Швеции (см. Гл.6, Пример 1). Налоговое дифференцирование на дизельное топливо в Швеции было введено в 1991г., повышено в 1992 и 1993г.г. и объявлено недействительным для всех не транспортных секторов в середине 1994г. Эффект ценовых изменений можно легко видеть по реакции рынка.

Налог был снижен на топливо класса II (чистое) на 0.03 ЭКЮ на литр (ок. 3 центов) и на топливо класса I (очень чистое) на 0.05 ЭКЮ на литр (ок.5 центов), что привело к ценовому дифференцированию по сравнению со стандартным топливом на –4.3% (класс II) и – 7.6% (класс I). В результате, на рынке дизельного топлива (составляющего 66% от общего рынка топлива) в 1995г. 100% потребления составили экологически чистые марки I и II. Налоговое дифференцирование между топливом с содержанием свинца и без него применялось с 1986г. С 1994г. топливо без свинца было дифференцировано в экологический класс II (очень чистое) и класс III (чистое) с разницей в налоге равной менее 1% от общей стоимости. С его введением в 1994г. налоговое дифференцирование полностью вытеснило с рынка топливо с содержанием свинца и топливо класса III.

Рисунки А.1 и А.2: Субституция на шведском рынке дизельного топлива в 1992-95г.г. и бензина в 1986-95г.г. соответственно

Подобный же эффект субституции можно наблюдать между различными типами транспортных средств. В общем, чем меньше различия между категориями транспортных средств, тем больше субститутная эластичность. Экономические свидетельства предполагают, что для большинства классификаций категорий транспортных средств эти эластичности превышают 1 в долгосрочном временном измерении.

Это также можно наблюдать при сравнении доли рынка категорий различных размеров в общем составе парка транспортных средств при различиях в уровнях налогообложения применимых к парку: сравнительно небольшая доля легковых автомобилей с большим объемом двигателя в Италии объясняется высокими налогами на подобные типы транспортных средств.

Примечание:

Реакция потребителей на ценовые изменения обычно сложнее, поскольку существуют группы товаров, которые могут быть использованы вместе.

Например, бензин и автомобильные покрышки. Если возрастает цена на бензин, люди стараются меньше ездить на личных автомобилях, а значит, снижается спрос на покрышки (даже если их цена не меняется). Такие товары называются взаимодополняющими (или комплементами)

Определение:

Комплементы - пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой.

Эластичность цены на топливо