Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 18

Размер внешних транспортных факторов значительно варьируется в зависимости от вида транспорта, места и времени. Таким образом, осторожность должна проявляться, когда делаются общие формулировки. Тем не менее, на основе существующих изучений оказывается, что в основном, внешние издержки перегруженности являются самым значительным отдельным внешним фактором, за которым следуют ДТП и проблемы окружающей среды (загрязнение воздуха и шум).

Этот Зеленый Документ поэтому концентрирует внимание на перечисленных факторах без принятия во внимание таких затрат как издержки инфраструктуры (близко связанных с перегруженностью), которые должны, конечно, также покрываться при помощи всесторонней точной и справедливой системы ценообразования.

Иногда выдвигается аргумент, что транспорт создает значительные положительные внешние факторы, потому что он стимулирует производительность и экономический рост. Возрастающая производительность приводит к экономическим выгодам, что, тем не менее, является внутренним фактором для каждого пользователя и может, таким образом, не рассматриваться как внешний фактор. Объем доступных научных данных предполагает, что в современных индустриализированных экономиках увеличение транспортной экономичности в целом снижает транспортные затраты, но это внутренний фактор по отношению к рыночному механизму, а не внешний. Некоторые изучения относят внешние выгоды транспорта как однозначные частным выгодам.

Более того, важное разграничение должно быть установлено между:

-  внешними факторами, возникающими в результате строительства инфраструктуры,

внешними факторами, возникающими при пользовании этой инфраструктурой, несмотря на то, что при планировании инфраструктурных проектов должен быть сделан полный расчет возможных выгод на основе анализа затрат и выгод для сети и учет возможности достижения целей региональной политики, что не значит, что выгоды людей от ее использования являются внешними. Поэтому данный документ не анализирует случай позитивных внешних транспортных факторов.   


3. Инструменты сдерживания негативных внешних транспортных факторов  

В политике проектирования инструменты, применяемые к различным транспортным факторам, которые будут рассматриваться в последующих главах, и их возможные варианты должны быть оценены на основе ясных критериев.

3.1  Критерии для отбора инструментов

Среди наиболее важных критериев для отбора политических инструментов воздействия на внешние транспортные факторы являются:

результативность, в смысле (еffectiveness) - внешняя эффективность, измеряющая общее достижение целей (снижение перегруженности, количества ДТП, воздействия на окружающую среду),

экономическая выгодность произведенных затрат, в смысле (efficiency) достижение  общих целей с минимальными затратами,

-  прозрачность,

-  справедливость (разумное распределение),

-  наличие возможных побочных эффектов (позитивных или негативных) на другие транспортные внешние факторы или политики.

Дополнительно должны учитываться принципы субсидирования для того, чтобы принимать решение о наилучшей роли того или иного инструмента для Европейского Сообщества. Эти принципы рассматриваются более подробно в Приложении 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Критерии для подбора политических инструментов для сдерживания проявления негативных внешних транспортных факторов

Результативность

Ясно, что любой политический инструмент должен достигать обозначенную цель - снижение воздействия определенного внешнего транспортного фактора. Могут существовать значительные различия в степени определенности, с которой различные альтернативные инструменты способны достигать своих целей. Тем не менее, следует подчеркнуть, что высокая степень результативности в безоговорочном достижении цели не всегда ценное качество. Особенно, если возникает высокая неопределенность по затратам, которые повлечет за собой достижение цели. В этом случае, результативный инструмент увеличит экономические издержки, что не ставилось целью. В подобной ситуации более предпочтительным может быть выбор подхода сдерживания под контролем затрат, связанных с проведением данной политики, чем безоговорочное достижение цели любыми средствами.