Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 59

К тому же, требуется исследование связи между электронными системами сбора дорожных пошлин. При условии сдерживания эксплуатационных издержек в приемлемых пределах, такие системы смогли бы стать привлекательным перспективным решением.

Введение большего дифференцирования в существующий ежегодный налог на транспортное средство и в топливные налоги для учета издержек загрязнения воздуха и, возможно, шума, могло бы стать обещающим вариантом для фазы ближайшего будущего на автодорожном транспорте. Также должен быть предусмотрен пересмотр уровней сборов с принятием во внимание того, что «чистые» автомобили не должны “наказываться”.

Поэтому, предпочтительно повышение среднего уровня сборов при одновременном их большем дифференцировании. К тому же эти вопросы могут рассматриваться в контексте существующего пересмотра налогообложения транспортных средств. В то же время, введение специфических пошлин, предпочтительно электронных – может применяться для транспортных коридоров с особенно высокими издержками инфраструктуры, перегруженностью или загрязнением воздуха. Такие системы уже эксплуатируются и могут обеспечить переход к более продвинутым системам электронного дорожного ценообразования. С учетом прогноза устойчивого роста перегруженности, действия не должны откладываться.

Внешние издержки, связанные с дорожно-транспортными происшествиями, могут быть интернализированы без значительных технологических изменений через систему страхования, увязанную с риском, что могло бы покрывать полные социальные издержки. Тем не менее, как показано в Главе 5, все еще существует ряд важных вопросов, требующих решения до реализации конкретных шагов в этом направлении. Более того, процесс интернализации не должен быть отделен от необходимости достижения параллельного прогресса на других фронтах, таких как развитие законодательства относительно безопасности транспортных средств, обучения, правил управления автомобилем и употребление алкоголя и т.д. Кроме этого, полезным дополнением обоих подходов стала бы классификация транспортных средств по характеристикам безопасности и публикация этих данных.

Там, где электронные системы сбора пошлин уже эксплуатируются и имеют успех, их внедрение может быть разбито на фазы в более долгосрочной перспективе, вплоть до начала следующего столетия, поскольку формирование всей сети требует значительного времени (вероятно, до 2015 года). Это предполагает, что серьезные мысли должны быть отданы промежуточным решениям. Для тяжелых грузовых автомобилей введение покилометрового налога может быть перспективным вариантом для сокращения дистанции существующей системы сбора от более совершенной перспективной системы. Покилометровый налог может точно учесть характеристики транспортного средства, определяющие шум, выбросы и износ дороги с учетом пробега.

Таблица 10 Возможные политические инструменты для рационального и справедливого ценообразования