Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 45


6.4  Снижение выбросов от транспорта: точки опоры

Количество и состав веществ, загрязняющих воздух при работе двигателя, зависит от большого числа факторов, включая проектные характеристики и объем двигателя, характеристики топлива и условия, в которых этот двигательэксплуатируется: каков стиль управления, год изготовления двигателя, условия его содержания. Дизельный двигатель, например, выбрасывает намного меньше СО и VOC, чем бензиновый двигатель, но он выбрасывает больше РМ (твердых частиц) и Nox. При хорошем содержании и регулировке двигатель дает меньше выбросов на единицу пути, чем тот же двигатель без надлежащего ухода.

Технологии, применяемые в новых транспортных средствах, содержат мощный потенциал снижения выбросов. Но, разумеется, количество выбросов зависит от реальных условий управления транспортным средством. Поэтому, проверка на соответствие в процессе эксплуатации важна для обеспечения гарантии продолжающейся результативности выхлопных систем с точки зрения выбросов.

В Приложении 8 приводится соответствующие «точки опоры» для снижения выбросов от транспортных средств.

Политический подход с учетом экономичности в значительной степени полагался бы на варианты с невысокими затратами и нацеливался на выравнивание растущих затрат по каждой конкретной «точке опоры», таким образом добиваясь оптимальной комбинации. В такой ситуации изменение интенсивности применения отдельных инструментов, становится  непривлекательным. Сборы, которые напрямую связаны с выбросами, становятся особенно привлекательным политическим инструментом, так как они стимулируют граждан и бизнес к выбору наименее затратной комбинации из возможных вариантов.

Проводимые изучения полагают, что затраты на технические улучшения как транспортных средств, так и топлива являются сравнительно низкими по сравнению с общими издержками сообщества от загрязнения воздуха. Поэтому дальнейшие НИиОКР в этой области, например, в контексте задач «Автомобиль будущего» и «Интермодальность», являются особенно обещающими.   

6.5  Экономические инструменты, дополняющие меры регулирования

Несмотря на то, что прямые сборы за выбросы в настоящее время невозможны из-за очень высоких операционных издержек, страны-члены в последние годы проводили эксперименты с разнообразными экономическими инструментами в дополнение к применяемому подходу, основанному на регулировании.

Швеция, например, давно признала преимущества применения рыночно-ориентированных стимулов, как инструмента политики в отношении окружающей среды (См. Пример 1). Другими примерами служат налоги на транспортные средства и налоги с продаж на основе мощности двигателя (применяемые в ряде стран) или стандарты на выбросы (Финляндия, Швеция). В прошлом несколько стран-членов (Австрия, Финляндия, Греция, Нидерланды и Германия) водили временные снижения налогов для увеличения доли автомобилей с каталитическими конвертерами в составе национального парка транспортных средств.           

6.5.1     Дальнейший прогресс в приближении издержек загрязнения воздуха к пользователям

За последние годы было предложено много вариантов интернализации издержек окружающей среды от воздействия транспорта (т.е. перевода внешних издержек сообщества во внутренние затраты пользователей, вызывающих эти издержки): от внедрения повышенных сборов на основе замера реальных выбросов до отладки уровней существующих налогов на топливо, транспортное средство или его приобретение для включения в их состав приблизительных значений выбросов.

Обсуждались возможные средства для определения уровней, даже дорожные пошлины и штрафы были оценены в качестве вероятных мер. Ясно, что чем ближе плата к реальным выбросам, тем более производительным будет эффект воздействия от всех возможных мер для снижения выбросов. Тем не менее, практическая реализация решений будет основываться на компромиссах между увязкой инструмента с выбросами и затратами на его внедрение и применение. В дополнение к платежам на выбросы, которые требуют продвинутых измерительных технологий, могут быть рассмотрены следующие инструменты: