Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 67

Приложение 9.

Интернализация применительно к выбросам NOx от автомобильного транспорта. Затратная эффективность различных фискальных инструментов

Метод наименьших затрат как подход к снижению выбросов NOx должен рассматривать как можно больше вариантов снижения загрязняющих выбросов от автомобильного транспорта (см. Приложение 8). Результаты имитационного моделирования, выполненного недавно в рамках так называемой программы исследования моторного топлива, показывают, что средства поощрения, инициирующие изменения лишь по некоторым из 11 пунктов, перечисленных в Приложении 8, чаще всего менее эффективны с позиции затрат, чем те, что инициируют ответные действия по большему количеству показателей.  

Одним из вариантов сокращения внешних издержек от транспорта, к которому чаще всего прибегают в данной ситуации, является увеличение акциза на топливо. Тем не менее, акциз на топливо оказывает непосредственное влияние на топливную производительность транспортных средств (как правило, входит в состав затрат) и косвенно снижает пробег автомобилей. Налоги на топливо не оказывают значительного влияния на выбросы NOx, поскольку удельный расход топлива в большей или меньшей степени не зависит от выбросов NOx на км. Причина, по которой налоги на топливо незначительно снижают обычные выбросы, заключается в простом сокращении количества поездок. Налоги не затрагивают напрямую ни один из упомянутых факторов, перечисленных в Приложении 8, но оказывают некоторое влияние на факторы 2, 9 и 10. В целом повышение налогов на топливо, приводящее к снижению выбросов NOx на 1,5%, ведет к снижению благосостояния в странах Европейского Союза на 25 млрд. ЭКЮ (в дисконтированных затратах на период 2000-2010 гг. без учета внешних выгод).

Несколько лучшим инструментом снижения выбросов NOx является простое увеличение существующих годовых налогов обращения. Основным эффектом от их применения является то, что они побуждают владельцев старых, а потому оказывающих наибольшее загрязняющее воздействие автомобилей постепенно избавляться от них, поскольку, несмотря на низкую остаточную стоимость старых автомобилей, налоги на них значительно выше, чем на новые транспортные средства. Несмотря на то, что налог является общим налогом, он наиболее сильно ударяет по владельцам именно легковых автомобилей, несущим наибольшую ответственность за количество выбросов (доля легковых автомобилей выше, а значит и выше доля выбросов, на них приходящихся). Поэтому налоги влияют в большей степени на 4-ый показатель в списке и в меньшей степени на 10-ый. Как видно из таблицы, путем увеличения налогов обращения может быть достигнуто трехкратное снижение выбросов NOx при идентичных затратах (минус 4,9% от 25 млрд. ЭКЮ). Проблемой существующих налогов обращения является то, что они не стимулируют приобретение более «чистых» с позиции окружающей среды автомобилей. Базирование налогов обращения на показателях эмиссий транспортных средств существенно повышает результативность данной схемы, поскольку приводит к технологическим изменениям (для производителей становится привлекательным оборудовать транспортные средства устройствами очистки выхлопных газов, поскольку спрос на такие транспортные средства возрастает), которые в рассматриваемом случае являются относительно дешевыми. При затратах в 25 млрд. ЭКЮ возможно достигнуть снижения эмиссии на 21%.