Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 33

Как железные дороги, так и внутренние водные пути обнаруживают намного более низкий уровень возмещения затрат инфраструктур, чем в случае с автомобильными дорогами. Например, недавние исследования обнаружили, что средний уровень возмещения затрат инфраструктуры для европейских железных дорог составляет 56% (IWW/Infras, 1995г). Должно быть, тем не менее, указано, что в обоих случаях, значительную роль играют проблемы измерения, и поэтому проблема может быть отнесена настолько же к учету и прозрачности затрат, как и к их возмещению. Показатели возмещения затрат для внутренних водных путей, например, похоже, не учитывают тот факт, что водные пути обеспечивают обеспечение водой бытовых и промышленных потребителей, поддерживают уровни грунтовых вод и являются важными для решения множества задач и осуществления многих видов деятельности, таких как защита от паводков, туризм, рыболовство, ирригация и т.д. Согласно изучениям, проведенных службой навигации р. Сены, в которых была предпринята попытка принять в расчет подобные факторы, только 18% общих издержек инфраструктуры реки Сены должны быть отнесены на водный транспорт.

Аналогично, для железных дорог показатели возмещаемых затрат могут быть поставлены под вопрос, поскольку неясно до какой степени эти величины были подвергнуты корректировке в связи с обязательствами по предоставлению общественных услуг, которые возлагались и продолжают возлагаться на железные дороги. Ожидается, что большая часть «непокрытых» затрат инфраструктуры будет и далее оплачиваться странами-членами в порядке поддержания определенных общественных услуг. Похоже, что существует главное несоответствие между существующими инфраструктурными сетями и коммерческими потребностями в современных железнодорожных операциях. Политика Сообщества в области железных дорог подразумевает постепенное ослабление государственного контроля в секторе, что должно сделать железные дороги все более чувствительными к рыночным механизмам: как только операторы адаптируют структуру своих услуг к рыночному спросу, их потребность в пользовании инфраструктурой также изменится. При условии, что страны-члены возродят железнодорожные финансы, которые были постепенно ликвидированы прошлыми требованиями о предоставлении общественных услуг – как требовала Директива 91/440 (ЕЕС) – и будут платить рыночные цены за будущие общественные услуги, железные дороги будут находиться в лучшем положении, чтобы оплачивать затраты своей инфраструктуры.          

4.6  Политические выводы относительно платы на покрытие издержек дорожной инфраструктуры и перегруженности

4.6.1 Долгосрочное измерение

Производительная схема платы подразумевает, что плата должна быть связана как можно теснее с реальными издержками.

Поскольку издержки инфраструктуры и перегруженности значительно варьируются в зависимости от:

-  характеристик транспортных средств

-  времени

-  места, то экономичные схемы платы должны будут точно дифференцироваться в зависимости от большого количества факторов. Такая высокая степень дифференциации потребует введения на автодорожном транспорте систем ценообразования на основе телематики.

Определение:

Телематика (Telematics) - система связи в соединении с автоматической обработкой данных, комбинация телекоммуникации и информации. Телематика увязывает в единую информационную систему транспортное средство и дорогу с целью повышения общей производительности транспортной системы и безопасности транспортных операций.

Исходя из огромных издержек перегруженности и постоянного их роста, а также непроизводительности существующих систем возмещения издержек инфраструктуры, Союз отдает наивысший приоритет разработке подхода на основе систем телематики.