§ Полные инфраструктурные издержки, складывающиеся из издержек от всех инфраструктурных сетей, в перспективе должны покрываться самими транспортными пользователями, если инфраструктура не была построена по иным политическим причинам. Это подразумевает, что могут понадобиться дополнительные сборы, если сборы на основе предельных издержек инфраструктуры и перегруженности не покрывают общие инфраструктурные издержки.
§ Введение дополнительных сборов для целей простого увеличения поступлений (а именно, свыше тех, что необходимы для интернализации издержек), вероятнее всего, приведет к перекосу, как в смысле экономики в целом, так и в смысле функционирования транспортной системы. Эти издержки должны сравниваться с альтернативными путями увеличения поступлений.
Различные изучения полагают, что движение к рациональному и беспристрастному ценообразованию на основе приведенных выше принципов, обещает принести значительные выгоды, потому что данный подход дает хороший результат по снижению внешних издержек. Пример 3 приводит результаты изучения, которое было проведено для Брюсселя (1 млн. жителей), которое полагает, что такой ценовой подход способен повышать благосостояние на 150 млн. ЭКЮ ежегодно.
Пример 3:
Выгоды справедливого и рационального транспортного ценообразования могут быть проиллюстрированы изучением, которое финансировалось Сообществом в рамках четвертой программы НИиОКР, целью которой был анализ последствий интернализации внешних издержек транспорта в ряде европейских городов. Данный пример приводит результаты для Брюсселя.
Прогнозируется, что средняя скорость поездок в пиковые периоды в Брюсселе понизится с 38км/час в 1991 году до 23км/час в 2005 году, если не будет предпринято политического решения. Хотя улучшение технологий автомобилей снижает выбросы, загрязнение все-таки будет вызывать значительные издержки. То же касается безопасности дорожного движения (См.Табл.9).
Таблица 9 Внешние издержки в Брюсселе, 2005
(млн. ЭКЮ в день)
Внешние факторы |
Без применения дополнительных политических решений |
Справедливое и рациональное ценообразование |
Шум |
0,131 |
0,126 |
ДТП |
0,964 |
0,789 |
Загрязнение |
0,196 |
0,094 |
Скорости движения (км/ч) |
23 |
38 |
Источник: Ochelen and Proost (1995).
Введение стратегии рационального ценообразования, которая приближает издержки к пользователям, окажет значительное воздействие на основные транспортные проблемы. Эта политика приводит к снижению объемов движения легкового транспорта в пиковые периоды (-21.8%) и немалому повышению использования общественного транспорта в эти же периоды (19.5%). Острота проблемы загрязнения воздуха снижается на 50%. Ежегодные выгоды составляют порядка 150 млн.ЭКЮ.
Политика содержит электронное дорожное ценообразование и плату за выбросы. Возможно, эти инструменты не окажутся полностью готовыми к 2005 году. Однако Диаграмма 4 показывает, что доверие к вполне традиционным инструментам также может способствовать немалым выгодам.
Разумеется, результаты этого изучения приблизительны на основе имеющихся знаний об издержках и поведенческих изменений как реакция на цены. Они не должны интерпретироваться слишком буквально. Но идеи, вытекающие из этого и подобных изучений, ясны: прогресс в направлении справедливого и рационального ценообразования может принести значительные выгоды.
Диаграмма 4 Альтернативные инструменты для интернализации внешних издержек в Брюсселе. Выгоды представлены в процентах от полных затрат для альтернативы интернализации.
Иногда высказывается мнение, что интернализация издержек на транспорте будет иметь негативные последствия с точки зрения справедливости: бедные будут задеты наиболее сильно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.