Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 56

§  Полные инфраструктурные издержки, складывающиеся из издержек от всех инфраструктурных сетей, в перспективе должны покрываться самими транспортными пользователями, если инфраструктура не была построена по иным политическим причинам. Это подразумевает, что могут понадобиться дополнительные сборы, если сборы на основе предельных издержек инфраструктуры и перегруженности не покрывают общие инфраструктурные издержки.

§  Введение дополнительных сборов для целей простого увеличения поступлений (а именно, свыше тех, что необходимы для интернализации издержек), вероятнее всего, приведет к перекосу, как в смысле экономики в целом, так и в смысле функционирования транспортной системы. Эти издержки должны сравниваться с альтернативными путями увеличения поступлений.

Различные изучения полагают, что движение к рациональному и беспристрастному ценообразованию на основе приведенных выше принципов, обещает принести значительные выгоды, потому что данный подход дает хороший результат по снижению внешних издержек. Пример 3 приводит результаты изучения, которое было проведено для Брюсселя (1 млн. жителей), которое полагает, что такой ценовой подход способен повышать благосостояние на 150 млн. ЭКЮ ежегодно.       

Пример 3:

Выгоды справедливого и рационального транспортного ценообразования могут быть проиллюстрированы изучением, которое финансировалось Сообществом в рамках четвертой программы НИиОКР, целью которой был анализ последствий интернализации внешних издержек транспорта в ряде европейских городов. Данный пример приводит результаты для Брюсселя.

Прогнозируется, что средняя скорость поездок в пиковые периоды в Брюсселе понизится с 38км/час в 1991 году до 23км/час в 2005 году, если не будет предпринято политического решения. Хотя улучшение технологий автомобилей снижает выбросы, загрязнение все-таки будет вызывать значительные издержки. То же касается безопасности дорожного движения (См.Табл.9).

Таблица 9 Внешние издержки в Брюсселе, 2005

(млн. ЭКЮ в день)

Внешние факторы

Без применения дополнительных политических решений

Справедливое и рациональное ценообразование

Шум

0,131

0,126

ДТП

0,964

0,789

Загрязнение

0,196

0,094

Скорости движения (км/ч)

23

38

Источник: Ochelen and Proost (1995).

Введение стратегии рационального ценообразования, которая приближает издержки к пользователям, окажет значительное воздействие на основные транспортные проблемы. Эта политика приводит к снижению объемов движения легкового транспорта в пиковые периоды (-21.8%) и немалому повышению использования общественного транспорта в эти же периоды (19.5%). Острота проблемы загрязнения воздуха снижается на 50%. Ежегодные выгоды составляют порядка 150 млн.ЭКЮ.

Политика содержит электронное дорожное ценообразование и плату за выбросы. Возможно, эти инструменты не окажутся полностью готовыми к 2005 году. Однако Диаграмма 4 показывает, что доверие к вполне традиционным инструментам также может способствовать немалым выгодам.

Разумеется, результаты этого изучения приблизительны на основе имеющихся знаний об издержках и поведенческих изменений как реакция на цены. Они не должны интерпретироваться слишком буквально. Но идеи,  вытекающие из этого и подобных изучений, ясны: прогресс в направлении справедливого и рационального ценообразования может принести значительные выгоды.              

Диаграмма 4     Альтернативные инструменты для интернализации внешних издержек в Брюсселе. Выгоды представлены в процентах от полных затрат для альтернативы интернализации.

8.2.1     Мнения о беспристрастности

Иногда высказывается мнение, что интернализация издержек на транспорте будет иметь негативные последствия с точки зрения справедливости: бедные будут задеты наиболее сильно.