Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 40

5.6  На пути к справедливому и производительному ценообразованию в отношении ДТП

Существующая политика развития страхования в союзе основана на необходимости улучшения единого рынка. Если было бы принято решение о том, что необходим больший прогресс по интернализации внешних издержек транспорта с помощью системы страхования, то тогда эта политика потребовала бы расширения.

Базовым принципом для такого подхода было бы покрытие полных издержек по ДТП обязательствами по страхованию, а страховые выплаты потребовали бы дифференцирования настолько, насколько это возможно.

1  Подобный подход подразумевал бы отказ от «субсидирования ДТП», что в настоящее время делается правительствами и сообществами, перекладывая истинные и полные издержки на ту часть граждан, которая управляет транспортными средствами.   

2  Затраты по страхованию должны идеально варьироваться в зависимости от риска. Оценка отношения водителя  принимаемому риску может включать исторические свидетельства, такие как:

-  Воздавать должное ответственному поведению при помощи регистрации нарушений при управлении автомобилем или доказательств того, что поведение за рулем оценивается выше средних показателей, например, с учетом оценки приобретенной способности управлять транспортным средством в безопасной манере;

-  Шкала платы за нарушения может быть автоматически увязана с системой оценки в баллах при получении водительского удостоверения. Это могло бы беспристрастным образом определять тех, кто создает повышенный риск, в отличие от установления равной платы для групп высокого риска, например, молодых водителей-мужчин.

Подобный подход способствовал бы стимулированию приобретения более безопасных легковых транспортных средств, более безопасный стиль управления автомобилем, отказ от ненужных поездок, пользование более безопасными дорогами, более частое пользование другими видами транспорта и повышение загрузки пассажирских автомобилей пассажирами. Поэтому, такой подход перекладывает на индивидуальных пользователей решение по снижению риска ДТП таким способом, какой им наиболее подходит.

Тем не менее, существует ряд возможных проблем, которые должны быть решены до того, как подобная система стала бы внедряться. Например, при этой системе молодой неопытный водитель, особенно мужчина, на основе существующих уровней риска будет объектом переложения больших издержек, в то время как опытный водитель-мужчина старшего возраста получит скидку (в настоящее время риск для молодых водителей в 2-4 раза выше по сравнению с водительской группой старшего возраста). Такая структура может вызвать рост числа молодых людей, управляющих автомобилем без страховки, и нерегистрируемых ДТП. Принуждение и обучение будут ключевыми факторами для обеспечения того, что интернализация на основе схем страхования будет работать результативно.

Какой бы подход не был избран, ясно, что он должен обеспечивать производительное функционирование внутреннего рынка страховых услуг.

5.7  Политические выводы

Европейская Комиссия будет продвигать гармонизацию регистрации и оценки статистических данных по ДТП на уровне Европейского Союза.

Комиссия будет поощрять принцип готовности платить как механизм оценки издержек по ДТП с ранениями.

Страховые премии являются самым прямым и фокусированным методом, направленным на целевые группы водителей, пропорционально создаваемому ими риску. Комиссия будет анализировать потенциал этого инструмента и необходимость действия в масштабе Сообщества для его внедрения.   

Имеется необходимость в проведении большой работы по гармонизации практик и установке критериев. Комиссия имеет намерение созвать рабочую встречу для рассмотрения возможностей установки шкалы для оценки боли и страдания при определении уровней компенсации по ранениям и обеспечению компенсации по физическим ранениям.