Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 37

Для того, чтобы существующие тенденции снижения аварийности не изменились к худшему под влиянием растущего объема дорожного движения, необходимо разрабатывать и осуществлять дальнейшие меры. Новые методы проектирования могут улучшить защиту пассажиров в автомобиле посредством адекватного конструирования транспортных средств, снизить степень тяжести ранений пешеходов. Более того, дальнейшие улучшения обещают быть достигнуты посредством внедрения технологий активной безопасности, которые могли бы предупреждать столкновения, случающиеся чаще всего.

5.3  Издержки ДТП для Евросоюза

ДТП являются основной причиной смерти людей в возрасте до 40 лет и, по этой причине означают огромные потери в отношении продолжительности жизни населения. Например, в среднем, ДТП сокращает среднестатистическую продолжительность жизни на 40 лет, онкологические заболевания - на 10.5 лет, сердечно-сосудистые заболевания - на 9.7 лет.

Концепция оценки издержек, связанных с ДТП, сложна в отношении лежащей в основе экономической теории, практических расчетов, и этических вопросов, которые она затрагивает.

Тем не менее, подсчитано, что ежегодно издержки ДТП обходятся Союзу приблизительно в 15 млрд. ЭКЮ. Эта сумма включает только медицинские, административные и ремонтно-восстановительные затраты. Будущие потери продуктивности оцениваются в 30 млрд. ЭКЮ. Дополнительно подсчитано, что дорожные пользователи Европейского Союза имеют готовность платить свыше 100 млрд. ЭКЮ, чтобы предотвратить все ДТП на дорогах Евросоюза.

Не все из этих издержек, однако, представлены внешними факторами. Согласно расчетам, от общей величины в объеме 2.5%  от ВВП, выражающих общие издержки, только 1.5% приходится на внешние факторы (см. Приложение 7). Метод оценки издержек ДТП, особенно использование подхода «готовности платить» (WTP), как механизм определения ценности человеческой жизни, может отражать порядок величины разницы при оценке издержек ДТП.

Хотя существует тенденция предпочтения именно этому подходу, страны-члены все еще пользуются методами, значительно отличающимися друг от друга. Как обсуждалось в Главе 2, подход, основанный на готовности платить, является в основном более предпочтительным по сравнению с другими методами, поскольку он обеспечивает более многосторонний учет всех издержек. Постепенное движение в направлении более полного учета издержек ДТП наглядно демонстрирует, насколько велик счет, который предъявляют ДТП, и оправдывает ужесточение политических действий, нацеленных на повышение безопасности движения.

Комиссия убеждена, что достоверное выявление издержек ДТП побудит:

1  власти к ассигнованию ресурсов для минимизации риска ДТП, например,  путем дополнительного ужесточения законов, направленных на обеспечение безопасности, улучшения дорог и их содержания;

2  автомобилестроительную отрасль для поставки на рынок еще более безопасных автомобилей, как внутри, так и снаружи. Высокий рейтинг по безопасности автомобиля при столкновениях будет отвечать интересам отрасли, страховых компаний и пользователей;

3  увеличение шансов для выработки общей позиции стран-членов по отношению безопасности, которая оценивается по экономическим выгодам от предпринимаемых затрат на одинаковой основе;

4  безопасное управление транспортным средством.  

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

5.3.1 Внешние издержки от ДТП

Изучения показывают, что пользователь «готов платить» более высокие затраты для снижения риска при дорожном движении, чем "осязаемые" издержки, упомянутые в Гл.5 (медицинские расходы, ремонтные затраты и т.д.). Некоторые страны-члены ввели компонент, названный "стоимость риска" для оценки ДТП при анализе доходов/затрат. Используя эти изучения можно сделать вывод, что дорожные пользователи готовы платить ежегодно свыше 100 млрд. ЭКЮ для того, чтобы полностью исключить все ДТП в Союзе. Поэтому, учитывая полные издержки, связанные только с ранениями в результате ДТП, а именно затраты на медицинские услуги, последующую реабилитацию в обществе и на работе, потерю продуктивности и оценку снижения риска, сообщество в целом, похоже, готово платить за снижение ДТП в Евросоюзе около 150 млрд. ЭКЮ в год. Издержки ДТП с погибшими составляют 36% общих издержек, тяжелые ранения - 45%. Не все эти издержки, тем не менее, являются внешними.