Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 21

Введение платы на выбросы становится спусковым крючком для развития транспортных средств, более дружественных по отношению к окружающей среде. Это приводит к качественному изменению парка транспортных средств, более высоким показателям их загрузки (если раньше мог ехать один человек, то теперь на одном автомобиле могут совершить попутную поездку 2-3 человека, оставив свои автомобили в гараже), увеличению пользования общественным транспортом и т.д. Глава 6 содержит более подробное обсуждение этой точки зрения.

Экономическая выгода от произведенных затрат может быть особенно высокой, когда надо решать проблемы, варьирующиеся в пространстве и времени: сборы могут отражать эти различия, где правила – в частности законодательство Сообщества – имеют тенденцию соответствовать правовым ограничениям. Экономические инструменты отлично подходят для рыночной системы и, поэтому, как правило, создают меньше бюрократии по сравнению с регулированием.

Тем не менее, следует отметить, что рыночные катаклизмы, высокие операционные издержки и затраты на внедрение в практику, а также проблемы классификации, могут значительно понизить выгоды от использования экономических инструментов. Если рынки не функционируют производительно, то естественно, что ценовые методы становятся неэкономичными, а результативность экономических инструментов ухудшается. 

Высокие операционные затраты, возникающие из-за необходимости применения передовых и дорогостоящих технологий, которые очевидно также снижают экономическую выгоду от применения рыночных инструментов. Проблемы классификации могут заключаться в том, что связать напрямую сборы с проблемами достаточно трудно. Как уже упоминалось, чем меньше сборы отражают издержки на уровне индивидуальных транспортных пользователей, тем менее привлекательными становятся экономические инструменты.

2.   Аргументы в пользу прямого регулирования

Гармонизированные прямые стандарты обеспечивают предсказуемую регулируемую среду для производителей, чтобы выпускать единую версию транспортного средства, позволяя таким образом пожинать плоды роста масштабов производства. Подход, предпринятый Сообществом, состоял в учреждении амбициозных стандартов на основе передовой технологии. Регулирование также легко осуществляется на практике. Привлекательность гармонизированного технического регулирования должно будет соответствовать налоговым системам, применяемым с достаточным единообразием и последовательностью на уровне ЕС.          

В некоторых случаях прямое регулирование может иметь преимущества, поскольку изменения имеют прямую адресацию, и поэтому инструмент не зависит от нестабильного рыночного механизма. Прямое регулирование также необходимо, когда четкое достижение стандартов здоровья и безопасности является критическим условием или когда должно гарантироваться соблюдение неких физических пороговых величин. Исходя из внутренних рыночных причин, в случаях, которые касаются свободного обращения товаров, часто желательно устанавливать минимум стандартов (например, максимальные значения ограничений выбросов) на уровне Сообщества.  

Дискуссии показывают, что политики должны состоять из комбинации инструментов, с применением обоих подходов, а решения должны разрабатываться на основе дифференцированного подхода «от случая к случаю». Транспортные политики – как на уровне Союза, так и на уровне отдельных стран-членов – в прошлом полагались главным образом на регулирование для достижения улучшений в области безопасности и экологических эксплуатационных характеристик транспорта, в то время как использование экономических инструментов, хотя и увеличиваясь, является все еще ограниченным (См. Главы с 4 по 7).

Существуют различные причины для предположения, что было бы полезным пересмотреть данный подход.