Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 47

4.Более старые транспортные средства – виновники непропорционально высокой доли выбросов. Программы по выведению из обращения старых транспортных средств направлены на снижение доли загрязняющих автомобилей в составе общего парка посредством стимулирования их утилизации и/или замены на менее загрязняющие. Детально подготовленная программа раннего выведения из обращения, проводимая в городах и регионах, не отвечающих стандартам по качеству воздуха, потенциально способны обеспечить выгоды с точки зрения улучшения окружающей среды при затратах равных или ниже, чем другие варианты снижения выбросов. Такие программы также способны обеспечить экономию бензина, как сопутствующего продукта. Программы раннего выведения из обращения затрагивают вопросы справедливости и поэтому должны быть основаны на добровольном участии, побуждаемом посредством стимулов и экономических инструментов. Опыт некоторых стран-членов показывает, что стимулы в пользу новых и более чистых легковых автомобилей при помощи дифференцированных налогов на приобретение/регистрацию могут также послужить производительными средствами достижения целей в отношении окружающей среды. Эти стимулы являются более воспринимаемыми пользователем и, поэтому, могут обеспечить значительно больший эффект.    

5.   Также может быть видно до какой степени, могут быть применены сборы на других видах транспорта, чтобы отражать издержки окружающей среды. Путевые сборы на железной дороге и плата за приземление на воздушном транспорте могут быть дифференцированы на аналогичной основе. Разновидности издержек окружающей среды в Евросоюзе должны быть отражены наилучшим образом. Дополнительным вопросом, подлежащим пересмотру в данном контексте, является налоговое освобождение для авиационного топлива, что ведет к искаженности транспортного выбора.   

Интернализация издержек, связанных с загрязнением воздуха является главной благоприятной возможностью поддержки политики Сообщества для улучшения качества воздуха. Новая комбинация инструментов регулирования (которые продолжают оставаться необходимыми для производительного функционирования внутреннего рынка и защиты общественного здоровья) и экономических инструментов (которые требуются для гарантии окупаемости затрат и решения обширного перечня проблем, связанных с качеством воздуха на территории Евросоюза) способна повысить результативность политики в области охраны окружающей среды при одновременном снижении издержек.

Плата за выбросы является, в принципе, наиболее привлекательным инструментом для интернализации издержек загрязнения воздуха в транспортном секторе. Измерение непосредственных выбросов и плата в соответствии с региональными особенностями издержек окружающей среды является в настоящее время экономически нежизнеспособной, поскольку внедрение и практическая реализация подобного подхода была бы чрезмерно дорогостоящей. Тем не менее, это не является причиной воздерживаться от практики, в которой присутствует ряд привлекательных инструментов, позволяющих обеспечивать достаточно высокую степень дифференцирования и, которые могут быть внедрены немедленно. 

Перечень инструментов, которые могут быть рассмотрены более внимательно, включает:

-  Пересмотр связи между налогами на бензин и дизельное топливо для лучшего отражения экологических характеристик каждого типа топлива;

-  Дифференцирование налогов на топливо для отражения различий в их качествах;   

-  Дифференцирование налогов на транспортные средства в соответствии с экологическими характеристиками транспортных средств;

-  Дифференцирование путевой платы (железные дороги) и платы за приземление (воздушный транспорт);

-  Покилометровый налог на основе экологических характеристик транспортного средства;

-  Дифференцирование сборов с дорожных пользователей и дорожных пошлин в соответствии с экологическими характеристиками транспортных средств, возможно, для определения на основе единой экологической классификации.