Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 65

Данный Зеленый документ рассматривает ценообразование. Транспортная политика в прошлом в основном концентрировала внимание на прямом регулировании. Несмотря на то, что регулирование способствовало значительным улучшениям в некоторых областях, оно оказалось бессильным раскрыть полный потенциал того разнообразия обратных реакций, что могут быть получены в ответ на ценовые сигналы. Политики, основанные на ценовом подходе, побуждают граждан и бизнес искать решения проблем. Достижение цели сообщества - гарантии устойчивости транспорта, - требует цен, способных отражать скрытые проблемы, иначе в противном случае эти проблемы не будут в достаточной степени приниматься во внимание членами Сообщества. Решения, принимаемые отдельными гражданами в отношении выбора ими вида транспорта, места проживания и инвестиций, основываются на ценах. Таким образом, цены являются правильным рычагом для того, чтобы транспорт был правильно отрегулирован. Свидетельства, представленные в данном документе, предполагают, что на транспорте, как правило, связь между ценами и издержками слаба на уровне отдельных транспортных пользователей. Некоторые издержки, связанные с инфраструктурой, загрязнением окружающей среды, шумом, авариями и перегруженностью, покрываются только частично или не покрываются совсем. Некоторые транспортные пользователи, похоже, платят слишком много, а другие – слишком мало. Подобная ситуация является как несправедливой, так и нерациональной.                    

Поэтому вопрос состоит в том, каким образом прогресс на пути к справедливому и рациональному ценообразованию может внести вклад в решение некоторых скрытых проблем, побуждая транспортных пользователей адаптировать свое поведение. Целью такой политики очевидно будет не увеличение налогов, а использование сборов для сдерживания перегруженности, аварийности и загрязнения. Если эта политика окажется успешной, она повысит конкурентоспособность европейской экономики путем снижения потерь ограниченных ресурсов Сообщества, что в настоящее время, составляет порядка 120 млн. ЭКЮ ежегодно, принимая во внимание издержки только одной транспортной перегруженности.

В данном документе представлены различные ключевые характеристики системы рационального и справедливого ценообразования. В принципе, цены, оплачиваемые за отдельные поездки, должны теснее связываться с издержками, которые создаются этими поездками. Поскольку издержки различаются во времени, в пространстве и по видам транспорта, подразумевается необходимость их дифференцирования. Целью подобной политики является увязка сборов со всеми издержками сообщества и издержками других пользователей, которым эти поездки создают неудобства. Важность представляет финансовая прозрачность, и, в идеале, должны публиковаться отчеты, показывающие связь между сборами и издержками.

Данный документ ставит вопросы и предполагает политические альтернативы, но не содержит определенных ответов.  Тем не менее, предполагается, что приоритет должен отдаваться автодорожному транспорту. В ближайшем будущем обоснованным будет конкретный прогресс в решении экологических проблем и, особенно, прогресс в покрытии издержек инфраструктуры и перегруженности. 

Принимая во внимание жизненную важность транспорта для наших экономик и сообществ, Комиссия верит, что дебаты по транспортному ценообразованию являются исключительно важными. Какой бы ни была форма решений, ясно, что для адаптации транспортной системы потребуется время: решения, касающиеся местоположения применяемых мер имеют далеко идущие последствия, технологии для удовлетворения требований пользователей должны с течением времени постоянно развиваться, а замена транспортных средств может потребовать десятилетия или даже более. Поэтому совершенно верно, что поскольку бизнес, люди и правительства начинают планировать на следующее столетие, должен быть подан ясный и срочный сигнал, что цены, которые платят отдельные транспортные пользователи, должны отражать полные издержки транспорта более точно: как по своему уровню, так и по своей структуре. Поэтому срочно необходимы широкая и всесторонняя дискуссия и консультации о том, как данный принцип может быть реализован на практике.