Варианты политики в Европейском Союзе для перевода внешних транспортных издержек во внутренние затраты, страница 17

Оба подхода не обязательно обнаружат одинаковые результаты в денежном выражении.

Который из двух методов должен быть применим в практическом случае, в большой степени зависит от роли существующих прав на собственность в случае изучаемых проблем. Если считается, что люди имеют право на чистую, спокойную и безопасную окружающую среду, то было бы приемлемым компенсировать ухудшение качества их окружающей среды за счет тех, кто это ухудшение создает. В этом случае оценка по WTA (готовности принять) была бы более походящим подходом. С другой стороны, если окружающей среде уже нанесен урон, то политическим вопросом является определение, насколько воздействие на окружающую среду может быть снижено. В этом случае более подходящей методикой может быть оценка по WTP (готовности платить). Важно помнить, что готовность платить зависит от способности платить (т.е. уровней дохода), который всегда делает уровень готовности платить меньше уровня готовности принять.

Выбор метода оценки может оказать значительное влияние на результаты определения величины ценности в денежном выражении. Говоря в общем, метод условной ценности/установленных предпочтений имеет тенденцию показывать большее денежное значение для внешних издержек, чем альтернативные подходы. Это обусловлено тем фактом, что данный метод учитывает много больше компонентов для экономической оценки, чем другие методы.

Это можно проиллюстрировать примером.

Большинство стран использует денежные выражения ценности среднестатистической человеческой жизни для определения экономической отдачи от проведения мероприятий по повышению транспортной безопасности. Тем не менее, официальная оценка значительно варьируется среди разных стран. Интересно заметить, что те страны, где для экономической оценки принимается широкий подход оценки по готовности платить, включая, например, боль и страдания родственников, имеют тенденцию к денежным выражениям ценности, вдвое превышающий величину ценности стран, которые ограничивают свой подход простыми измеряемыми величинами, как физический ущерб и стоимость недополученной продукции. Фактически, страны, использующие для оценки метод готовности платить, в среднем оценивают для сообщества издержки ДТП с погибшим в среднем в 1.3 МЭКЮ (около 1.2 млн. долл.). Если бы существовал рынок "транспортной безопасности", то цена на этом рынке была бы, скорее всего, близкой к результату более обширной оценки, включающей не только количественные, но и качественные аспекты человеческой жизни.

Недостатками методов на основе изучения «готовности платить» и «готовности принять» является то, что из-за необходимости проведения опросов и анкетирования они являются сравнительно более затратными для исполнения, чем изучения на основе прочих методов оценки. Поэтому часто предпринимаются попытки принимать расчеты выгод одного изучения или места в других. Более того, опросы/анкетирование должны внимательно готовиться для того, чтобы минимизировать стратегическое поведение респондентов при ответах и другие различия между заявляемыми и реальными предпочтениями.

Несмотря на эти и другие недостатки, условная оценка, с экономической точки зрения, похоже часто является наиболее предпочтительным методом для определения величины внешних издержек или выгод из-за своей широты и непосредственной связи с предпочтениями. Также, похоже, что этот метод является единственным способным в принципе отражать в денежном выражении отношение людей к существованию необычных активов окружающей среды или к вариантам пользования такими активами в будущем. Обоснованность метода в настоящее время в основном признана (см. выводы группы видных экономистов Национальной Администрации США по проблемам атмосферы и океана), приняты руководящие указания для применения метода.

2.5  Что представляют собой главные внешние транспортные факторы?