Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 99

[30] Это, конечно, очень упрощенная модель.

[31] Система дифференциальных уравнений, описывающая динамику технических систем, обычно получается на основе физических законов их движения. В отличие от этого, экономические и маркетинговые модели чаще формируются путем рассуждений.

[32] Хотя модели и различны, большинство из них дает пессимистические прогнозы.

[33] Такой подход аналогичен, например, исследованию динамики газа как результата движения большого числа молекул.

[34] Бифуркация – одно из основных понятий современной нелинейной науки. Это изменение числа или качества решений для модели, описывающей систему, при изменении управляющих параметров [47].

[35] Следует отметить, что наем более опытного продавца выражается в изменении параметров обслуживания в отделе и не затрагивает структуру модели, в то время как введение двух продавцов вызовет в реальном магазине возникновение двух очередей в отдел, а в модели – необходимость ее серьезной перестройки.

[36] Экспертная система использует в своей работе знания, полученные от эксперта. Работа экспертной системы заключается в применении правил из заданного их набора к имеющимся фактам. В результате получаются новые факты. Подробнее обо всех этих понятиях рассказано ниже. Однако все описываемые здесь знания нужны эксперту для принятия решений.

[37] Интересно отметить, что если на заре развития вычислительной техники основное внимание уделялось процедурному представлению – алгоритмам и программам, – то потом большее внимание стали уделять структурам данных, и особенно организации баз данных. Наконец, сейчас наблюдается явный перекос в сторону декларативного представления, связанный с распространением объектного подхода не только к программированию, но и к проектированию большинства (не только программных) систем. Например, повышение квалификации при работе с офисными системами сводится в значительной мере к тому, чтобы суметь открыть нужное окно и задать в нем нужные свойства, [почти] не заботясь о том, как это будет реализовано. Представляется, что будущее компьютеризации (например, управления маркетингом) за балансом между двумя видами представлений, процедурным и декларативным.

[38] Сегментирование адресатов фирм, занимающихся продажей товаров по почте обычно выявляет сегмент, имеющий максимальный процент откликов на рассылаемые предложения. Однако он оказывается чрезвычайно узок, часто он составляет менее 1% всех адресатов. Очевидно, что фирма не может работать только с этим сегментом и ей приходится заниматься и менее перспективными сегментами.

[39] В тех редких случаях, когда требуется предложить просто приемлемое решение или показать, что предполагаемый выход на новый рынок нецелесообразен.

[40] При движении на автомобиле из пункта А в пункт В можно выбрать самый короткий путь, самый тихий, самый ровный, самый быстрый. Все они будут разными.

[41]  Decision flow diagram.

[42] Предполагается, что проект анализируется в перспективе одного года.

[43] Менеджеры не очень охотно раскрывают «кухню» принятия решений и построение такого дерева не всегда столь просто, как в рассмотренном примере.

[44] То есть разбиение должно быть таким, чтобы всегда происходило какое-либо из предсказанных событий и притом только одно.

[45] Fuzzy logic.

[46] Possibility.

[47] Для этой работы следует воспользоваться литературой, а также провести опрос экспертов, руководителей предприятия и работников, которые будут использовать систему.