Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 68

Возможность ревизии мнений означает, что каждое предположение создает альтернативное пространство. Каждое такое пространство соответствует разным, взаимодополняющим или противоречивым предположениям.

Например, запоминаемость газетного объявления зависит от его дизайна, положения в номере и ряда других факторов. Для определения точного значения этого параметра требуются кропотливые исследования. И таких параметров в каждом проекте насчитываются десятки. Чтобы сократить объем рассматриваемых альтернативных пространств, порождаемых каждым допущением, используют оптимистическую, пессимистическую и наиболее вероятную оценки проекта. Для каждой из них предполагается соответственно наихудшее, наилучшее и наиболее вероятное значение каждого из неизвестных параметров. Эти значения получаются как из прошлого опыта, так и с помощью экспертных оценок.

Правильное использование альтернативных пространств позволяет не проверять большое число малоперспективных вариантов, а сразу переходить «в новую плоскость», быстрее добиваясь успеха.

Использование нескольких моделей. Иногда оказывается, что проще построить различные модели ситуации для решения различных подзадач. Это помогает обходить тупики, уменьшает вероятность потери хорошего решения, позволяет справиться с неточностью данных.

Например, рекламное воздействие может оцениваться размером отдачи с рубля вложенных в рекламу средств, если надо оценить экономическую эффективность проекта, или коммуникационной пирамидой, если требуется исследовать формирование отношения потребителей к товару.

Таким образом, решение сложных многошаговых задач требует использования правильного подхода. Выбор этого подхода является в значительной степени творческой, плохо формализуемой задачей.

6.5.  Логика рассуждений в научных исследованиях

Как отмечалось при рассмотрении процесса принятия решений, рассуждения играют в нем важную роль. Поэтому следует рассмотреть этот вопрос.

Силлогистика – теория рассуждений – была создана Аристотелем две тысячи лет назад и с тех пор коренным образом не изменялась. Основы силлогистики и вопросы автоматизации рассуждений приводятся в книге [38].

Существует 3 вида рассуждений:

○  дедукция – от общего к частному;

○  индукция – от частного к общему;

○  традукция – от частного к частному.

6.5.1. Дедуктивные рассуждения

Основные принципы дедукции.

○  Исходные утверждения (высказывания, посылки) должны быть истинны.

○  Истинные посылки порождают только истинные следствия, для чего используются корректные приемы перехода к новым утверждениям.

Высказывания содержат следующие элементы.

Сущность – то, о чем можно нечто утверждать (сущности обозначаются малыми буквами).

Класс – совокупность сущностей с общим именем (классы обозначаются большими буквами).

Кванторы – всякий, некоторый.

Предикат – содержание высказывания (обычно это некоторое свойство).

Связка – слово есть (является, имеет свойство, принадлежит к группе).

Отрицание – слово не. Обозначает непринадлежность классу или ложность высказывания.

Отсюда получаются схемы базовых высказываний, представленные в табл. 3.

Для того, чтобы начать рассуждения, истинность исходных высказываний постулируется.

Законы силлогистики не требуют посылок, также постулируются.

○  Закон тождества. А есть А. Его применение на практике заключается в последовательности мышления, неизменности исследуемого или обсуждаемого понятия.

○  Закон противоречия. А не есть не А[66].

○  Закон исключенного третьего. А есть либо В, либо не В. Применение этого закона позволяет избежать двусмысленностей в рассуждениях.

○  Закон достаточного основания. Если есть А, то есть В как его обоснование. Рассуждения не должны быть голословными.