3. Возможность запомнить и воспроизвести ход работы, то есть номера правил. Можно вывести всю цепочку использованных правил. Если лицу, принимающему решение, представлен результат работы экспертной системы, он может запросить объяснения. Будут выведены правила и факты, которые подтверждают правомерность их применения.
4. Обучение. Экспертные системы, особенно благодаря последней функции, – неплохое средство обучения.
Область применения экспертных систем определяется их характеристиками.
○ Знания выражены в явном виде. Их организация предполагает восприятие их человеком и упрощение принятия решений. Это важное отличие экспертных систем от других средств поддержки принятия решений.
○ База знаний может постоянно пополняться на основе опыта лучших экспертов. Их опыт остается и после их ухода из организации.
○ «Зрелая» база знаний организации представляет собой политику или способы действия в различных ситуациях.
○ Введя набор фактов, характеризующих новую ситуацию, можно получить прогноз развития ситуации. Можно оценить и влияние новых стратегий деятельности, введя в систему новые правила.
Если обобщить содержание [37, 43], то получается набор правил, пригодный для принятия решения о разработке экспертной системы. Этот набор правил может служить примером простейшей экспертной системы.
ЕСЛИ разработка экспертной системы возможна
И разработка экспертной системы оправдана
И применение экспертной системы разумно,
ТО создавайте экспертную систему.
ЕСЛИ задача не требует общедоступных знаний
И задача требует только интеллектуальных навыков
И эксперты могут описать свои методы
И существуют подлинные эксперты
И эксперты единодушны относительно решений
И задача не слишком трудна
И задача вполне понятна,
ТО разработка экспертной системы возможна.
ЕСЛИ получение решения высокорентабельно,
ТО разработка экспертной системы оправдана.
ЕСЛИ человеческий опыт утрачивается,
ТО разработка экспертной системы оправдана.
ЕСЛИ экспертов мало,
ТО разработка экспертной системы оправдана.
ЕСЛИ опыт нужен во многих местах,
ТО разработка экспертной системы оправдана.
ЕСЛИ опыт необходимо применить
во враждебных человеку условиях,
ТО разработка экспертной системы оправдана.
ЕСЛИ задача требует оперирования символами
И задача требует эвристических решений
И задача не слишком проста
И задача представляет практический интерес
И задача имеет размеры, допускающие реализацию,
ТО применение экспертной системы разумно.
Как видно из правил, задача должна быть не слишком сложной и не слишком простой, не слишком широкой и не слишком узкой. Сложность ее должна быть такова, чтобы потребовалось затратить годы на то, чтобы стать экспертом. Размеры решаемой задачи определяются не только возможностями технических средств, но и (в большей степени) объемом знаний эксперта и трудоемкостью работ для инженера по базам знаний. Практика показывает, что [37]:
○ задача улаживания определенного типа исков (например, о компенсации ущерба) слишком широка;
○ задача оценки исков, связанных с дефектными продуктами бытовой химии, имеет нормальную широту;
○ задача оценки исков на компенсацию затрат по медицинской помощи слишком узка.
Применение экспертной системы для решения реальной задачи лучше пояснить на примере. Пусть имеется задача распределения заказов по заводам. Есть фирма, производящая компьютеры различных модификаций. Заказ включает набор специализированных плат, которые изготавливаются этой же фирмой.
Итак, есть несколько заводов, несколько складов, несколько магазинов. На складах имеются определенные комплектующие, заводы выполняют определенные работы. Клиент хочет взять заказ в определенном магазине. Цель создания системы – снизить транспортные издержки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.