круг – теоретические конструкции.
треугольник – наблюдаемые переменные.
прямоугольник – эмпирические концепции.
сплошная линия – гипотеза.
пунктир – правила соответствия.
волнистая линия – рабочее определение.
Пример гипотезы о поведении покупателя при покупке [52] дан на рис.6Рис. 6. Цель построения данной модели – определить, какие ментальные факторы влияют на поведение покупателя (потребителя). Если такая модель будет построена и окажется достоверной, можно будет
○ прогнозировать поведение покупателя по данным анкетирования;
○ определить, как и на какие ментальные факторы можно влиять, чтобы поведение изменилось в желательном для производителя и продавца направлении.
Рис. 6. Теория о поведении покупателя при покупке
В данном случае гипотеза заключается в том, что с поведением при покупке связаны ожидания от обладания товаром и значимость покупки. Все эти концепции не могут быть проверены непосредственно.
Значения связей пунктирных линий от треугольника к квадрату становится ясным из примера. Так, жирная пунктирная линия означает: Если у респондента Y попросить записать, сколько раз он спрашивал о товаре за последнюю неделю, то ответ будет z.
Значение жирной волнистой линии: Наблюдатель записывает, купил ли покупатель товар и в каком количестве.
Все связи в модели предполагаются линейными. Линейная модель проста, часто встречается в экономике, полезна в качестве первого шага анализа, часто достаточна, так как информация не очень достоверна. В общем случае каждая конструкция состоит из нескольких параметров. Например, ожидания складываются из степени удовлетворения определенной потребности, оценки удобства эксплуатации товара, его долговечности и т. д. Каждый из этих параметров влияет на каждый компонент действительной покупки (количество, периодичность, цена и т. д.). Ожидания имеют такие компоненты, как престижность владения товаром, снижение времени и повышение удобства выполнения определенной работы (например, при покупке нового стирального порошка улучшается процесс стирки). Таким образом, каждая связь описывается системой уравнений.
Наиболее удобно использовать для таких уравнений матричную форму.
Система [матричных] линейных уравнений, описывающих модель (гипотезу), называется структурными уравнениями.
Рис. 6. еще недостаточен для гипотезы. Требуется узнать силу связей и проверить, насколько эта гипотеза соответствует собранным данным. Иными словами, требуется определить параметры (коэффициенты) структурных уравнений. Все это делается по результатам опросов и наблюдений.
Существуют компьютерные средства для анализа таких моделей. Поддерживается как описание сети в виде набора утверждений, так и их визуализированное построение. После того, как структура модели, построенной исследователем, введена в компьютер с помощью специального языка, и введены результаты опросов и наблюдений всех наблюдаемых переменных, программа автоматически пытается найти такие значения коэффициентов модели (силу связей), которые обеспечат максимальное согласие данных измерения и гипотезы.
Для вычисления коэффициентов ставится задача сравнения реальных данных о выходных переменных и выходных данных модели.
Выполняются следующие шаги:
○ неизвестным параметрам присваиваются некоторые начальные значения;
○ по имеющимся входным данным (в примере – по результатам анкетирования) с помощью модели определяются выходные данные (ожидаемые значения наблюдаемых переменных);
○ проверяется соответствие полученных расчетным путем данных с данными, полученными при измерениях;
○ оценивается качество предсказания (совпадение реальных и расчетных выходных данных). Для оценки совпадения результатов можно использовать, например, критерий c2;
○ для нахождения более удачных значений параметров модели используются известные методы поиска экстремума.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.