Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 47

Рис. 13. Сравнение альтернатив по двум критериям

Если на данном рисунке нет циклов, сравнение непротиворечиво. При обнаружении цикла компьютер сообщает об этом, и лицо, принимающее решения, должно пересмотреть свою оценку.

Аналогично сравниваются и другие пары критериев: А1Б1, А1В1, А1Г1, Б1В1, Б1Г1, В1Г1.

3.  Результаты сравнения представляются в виде линейной последовательности, которую можно построить, если в сравнениях нет циклов. Например, из рис.13Рис. 13 получается последовательность

А1Б1 à А1Б2 à А2Б1à А1Б3 à А3Б1.

4.  Все полученные сравнения обобщаются. Этот процесс показан на рис.14Рис. 14. На этом рисунке верхняя строка представляет собой идеальный вариант, наилучший по всем критериям. Ниже обозначены отличия от идеала. Например, первый столбец показывает, что вариант А1Б2 будет хуже идеала, но А2Б1 будет еще хуже.

Рис. 14. Упорядочение вариантов по всем критериям одновременно

При отсутствии противоречий можно построить последовательность отклонений от идеала, которые делают вариант все хуже и хуже. Для этого используются все последовательности, полученные сравнением по парам критериев, как это показано на рисунке.

5.  На основе упорядоченной структуры вариантов строится линейная последовательность: А1Б1В1Г1 à Б2 à А2 à В2 à Г2 à Б3 à А3 à В3 à Г3. Она представляет рассмотренные варианты от наилучшего к наихудшему. Но с помощью полученной шкалы нельзя сравнить все возможные варианты, например, А3Б2В3Г1 и А2Б3В2Г1.

Получился инструмент для сравнения вариантов по всем важным критериям одновременно. Как справедливо утверждают авторы [24], весь процесс опроса лица, принимающего решения, занимает несколько минут. А программа поддержки этого процесса несложна.

Далее сравниваются собственно проекты.

6.  Эксперты в специально составленных анкетах дают оценку каждой альтернативы по одному показателю. Анкету составить несложно. Достаточно просто взять результаты шага 1 и попросить отметить нужный ответ для каждого из анализируемых вариантов.

7.  Полученные оценки сравниваются с помощью инструмента, полученного на шаге 5.

Данный инструмент дает в общем случае лишь частичное упорядочение, в котором может и не получиться последовательности от наилучшего решения к наихудшему, однако это значительно упрощает задачу, оставляя в лучшем случае одно решение, а в худшем – небольшую часть исходных альтернатив. Можно также отбросить заведомо плохие решения.

Итак, от лица, принимающего решения, требуются психологически корректные операции, в результате чего появляется частичный порядок  альтернатив.

В книге [24] есть и более сложные методы. Они связаны с оценками фиктивных промежуточных альтернатив, автоматически формируемых компьютером. Это позволяет за два или большее количество шагов сравнить ранее несравнимые величины. Таким образом, степень упорядоченности альтернатив возрастает благодаря более мощному инструменту сравнения.

5. Решение-классификация

Как уже отмечалось, задача классификации совпадает с задачей принятия решений, если каждому классу соответствует определенное решение. Большое число методов классификации относятся к области, называемой Data mining. Хотя многие методы Data mining и не создавались специально для принятия решений, они играют в этом процессе важную роль, так как либо используются непосредственно при принятии решений-классификаций, либо обеспечивают анализ данных, необходимый для принятия решений. Поэтому изложение было бы неполным без краткого обзора всех методов и инструментов Data mining.

Data mining – процесс обнаружения в «сырых» данных (списков покупок, создаваемых при использовании сканеров штрих-кодов в кассах; результатов анкетирования; таблиц реквизитов договоров поставки и т.д.)