Примеры использования методов, не приведенных в данной главе, можно найти в рекомендованной литературе.
Имеется рынок, на котором действуют две фирмы, предлагающие покупателям аналогичные товары. Покупателями считаются отдельно взятые люди[71]. Они же являются и потребителями. Задача состоит в том, чтобы смоделировать изменения объема продаж во времени. Цель моделирования – найти способ распределения средств рекламы. Требуется узнать, какими должны быть рекламные затраты, как их распределить по периодам.
Вначале, в соответствии с принятой методикой, разрабатывается когнитивная карта исследуемой системы.
Построение когнитивной модели начинается с выбора переменных, которые важны для модели:
○ количество людей, не знающих ни об одном товаре;
○ затраты на рекламу фирмы 1; фирмы 2;
○ количество покупателей, знающих о товаре фирмы 1; фирмы 2, но еще не имеющих товара;
○ количество покупателей, покупающих товар фирмы 1; фирмы 2;
○ количество имеющегося у населения товара фирмы 1; фирмы 2;
○ интенсивность распространения слухов от покупателей, имеющих товар, к людям, не знающим о нем;
○ количество обсуждений между покупателями, имеющими этот товар, и людьми, не знающими о товаре фирмы 1; фирмы 2.
Затем определяются связи между переменными. Вид когнитивной карты дан на рис.Рис. 31.
○ от затрат на рекламу фирмы 1 зависит количество покупателей, знающих о товаре этой фирмы. Аналогично – для фирмы 2 (связи 1 и 1' на рис. Рис. 31)[72];
Рис. 31. Когнитивная карта процессов на дуополистическом рынке
○ чем больше людей, не знающих о товаре, тем быстрее растет количество покупателей, знающих о нем[73] (связи 2 и 2');
○ группа покупателей, знающих о товаре, пополняется за счет покупателей, не знающих о нем. Таким образом, чем быстрее растет количество знающих о товаре покупателей, тем быстрее уменьшается количество людей, не знающих о товаре (связи 3 и 3');
○ чем больше знают о товаре, тем больше его покупают (связи 4 и 4');
○ объем покупок прямо зависит от благосостояния населения (связи 5 и 5');
○ чем больше покупок товара, тем больше его у покупателей (связи 6 и 6');
○ интенсивности распространения слухов прямо влияют на количество обсуждений товара (связи 7 и 7');
○ количество обсуждений товара зависит также от количества рассказчиков – покупателей, имеющих товар (связи 8 и 8') и от количества слушателей – людей, не знающих о товаре (связи 9 и 9');
○ поскольку в принятой системе переменных количество не знающих о товаре равно всему населению минус число знающих о товаре минус число имеющих товар, вводятся связи 10 и 10';
○ результатом обсуждений становится увеличение количества знающих о товаре (связи 11 и 11').
По когнитивной карте можно сделать выводы о поведении исследуемой системы. Принимается, что интенсивность слухов и благосостояние – величины постоянные. Для начала также считается, что затраты на рекламу каждой фирмы неизменны.
○ Вначале количество покупателей, знающих о товаре, растет быстро, так как велико количество людей, не знающих о товаре. В конце процесса этот рост замедляется, так как все уже знают о товаре.
○ Обсуждения товара вначале слабы, так как товара у покупателей почти нет. В конце они слабы, так как почти нет людей, не знающих о товаре. В середине процесса обсуждения наиболее активны.
○ Количество покупателей, знающих о товаре, быстрее всего растет тогда, когда велико количество обсуждений товара, то есть в середине процесса.
○ Количество покупок наиболее высоко тогда, когда велико количество знающих о товаре покупателей, то есть тоже в середине процесса.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.