Нечеткая система может строиться как система с управлением по возмущениям, как система с обратной связью или с использованием обоих принципов управления.
В случае системы с обратной связью функционирование осуществляется следующим образом: управляющее воздействие вырабатывается по измеренным значениям и подается на вход объекта управления. Расчеты могут производиться и на цифровом компьютере. В этом случае чем выше частота расчетов, тем лучше. Аналогично происходит и управление по возмущениям.
Главная проблема состоит в разработке алгоритма функционирования управляющей системы.
В качестве примера нечетких систем управления в [68] рассматривается торможение автомобиля у перекрестка (управляющая система имеет два входа – скорость и расстояние до перекрестка, и один выход – усилие нажатия на педаль тормоза); выезд автомобиля с тесного места парковки у тротуара.
Пример системы аналогичной сложности – установление цены товара. На этом примере и будет рассмотрен порядок разработки управляющей части нечеткой системы управления.
Система разрабатывается на основе экспертных оценок.
1. Эксперты выражают свое мнение о проблеме в терминах естественного языка. Смысл их высказываний заключаются с следующем:
○ цена должна зависеть от двух параметров: текущего объема продаж и активности конкурентов[64];
○ различают низкий, средний и высокий объем продаж и низкую, среднюю и высокую активность конкурентов;
○ цена может устанавливаться очень высокой, высокой, умеренной, низкой;
○ в зависимости от ситуации цена устанавливается согласно табл. 2.
Таблица 2
Рекомендации экспертов по установлению цены
в зависимости от объема продаж и активности конкурентов
Текущий объем продаж |
Активность конкурентов |
||
Высокая |
Средняя |
Низкая |
|
Высокий |
Средняя |
Высокая |
Очень высокая |
Средний |
Высокая |
Средняя |
Высокая |
Низкий |
Низкая |
Низкая |
Средняя |
Видно, что описание системы на данном этапе полностью словесное, что соответствует уровню понимания проблемы на данном этапе.
2. Эксперты дают количественные оценки используемым словам как нечетким понятиям, как было изложено выше в п. 4.1.2:
○ объем продаж считается высоким, если он выше 1000…1200 единиц в день (такая запись означает, что все эксперты считают, что объем продаж менее 1000 единиц еще не является высоким, но все сходятся во мнении, что объем свыше 1200 единиц – однозначно высокий);
○ средний объем продаж – от 400…600 до 1000…1200 единиц в день низкий объем продаж – менее 400…600 единиц в день;
○ активность конкурентов А может быть измерена в процентах от 0 до 100 и характеризуется, например, взвешенной суммой процентов активности в различных аспектах:
,
где A1 – средний процент интенсивности рекламной кампании в газетах; А2 – средний процент интенсивности пропагандистской кампании; А3 – средний процент активности личных продаж; А4 – средний процент интенсивности мер по стимулированию сбыта; аi, i=1…4 – весовые коэффициенты, зависящие от важности каждой составляющей для данного класса продаваемого товара. Для простоты их можно принять равными 1. Величины Аi можно определить экспертным путем[65] или в результате периодически проводимых маркетинговых исследований;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.