Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 63

Нечеткая система может строиться как система с управлением по возмущениям, как система с обратной связью или с использованием обоих принципов управления.

В случае системы с обратной связью функционирование осуществляется следующим образом: управляющее воздействие вырабатывается по измеренным значениям и подается на вход объекта управления. Расчеты могут производиться и на цифровом компьютере. В этом случае чем выше частота расчетов, тем лучше. Аналогично происходит и управление по возмущениям.

Главная проблема состоит в разработке алгоритма функционирования управляющей системы.

В качестве примера нечетких систем управления в [68] рассматривается торможение автомобиля у перекрестка (управляющая система имеет два входа – скорость и расстояние до перекрестка, и один выход – усилие нажатия на педаль тормоза); выезд автомобиля с тесного места парковки у тротуара.

Пример системы аналогичной сложности – установление цены товара. На этом примере и будет рассмотрен порядок разработки управляющей части нечеткой системы управления.

Система разрабатывается на основе экспертных оценок.

1.  Эксперты выражают свое мнение о проблеме в терминах естественного языка. Смысл их высказываний заключаются с следующем:

○  цена должна зависеть от двух параметров: текущего объема продаж и активности конкурентов[64];

○  различают низкий, средний и высокий объем продаж и низкую, среднюю и высокую активность конкурентов;

○  цена может устанавливаться очень высокой, высокой, умеренной, низкой;

○  в зависимости от ситуации цена устанавливается согласно табл. 2.

Таблица 2

Рекомендации экспертов по установлению цены
в зависимости от объема продаж и активности конкурентов

Текущий объем продаж

Активность конкурентов

Высокая

Средняя

Низкая

Высокий

Средняя

Высокая

Очень высокая

Средний

Высокая

Средняя

Высокая

Низкий

Низкая

Низкая

Средняя

Видно, что описание системы на данном этапе полностью словесное, что соответствует уровню понимания проблемы на данном этапе.

2.  Эксперты дают количественные оценки используемым словам как нечетким понятиям, как было изложено выше в п. 4.1.2:

○  объем продаж считается высоким, если он выше 1000…1200 единиц в день (такая запись означает, что все эксперты считают, что объем продаж менее 1000 единиц еще не является высоким, но все сходятся во мнении, что объем свыше 1200 единиц – однозначно высокий);

○  средний объем продаж – от 400…600 до 1000…1200 единиц в день низкий объем продаж – менее 400…600 единиц в день;

○  активность конкурентов А может быть измерена в процентах от 0 до 100 и характеризуется, например, взвешенной суммой процентов активности в различных аспектах:

,

где A1 – средний процент интенсивности рекламной кампании в газетах; А2 – средний процент интенсивности пропагандистской кампании; А3 – средний процент активности личных продаж; А4 – средний процент интенсивности мер по стимулированию сбыта; аi, i=1…4 – весовые коэффициенты, зависящие от важности каждой составляющей для данного класса продаваемого товара. Для простоты их можно принять равными 1. Величины Аi можно определить экспертным путем[65] или в результате периодически проводимых маркетинговых исследований;