Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 66

Поиск в иерархии пространств. Хороший пример [43] – определение маршрута из одного города в другой. Сначала берется карта региона или страны и определяется, через какие населенные пункты лежит оптимальный маршрут. Затем рассматриваются карты каждого населенного пункта. Найти такие декомпозиции в деятельности предприятия удается не всегда, хотя обычно можно довольно легко разделить стратегическое и оперативное управление, отделить планирование от управления и контроля.

Поиск в факторизированном пространстве. Иногда надо найти все решения (например, при анализе той или иной маркетинговой кампании требуется указать все ее возможные последствия). Таким образом, перебор охватывает практически все пространство фактов и правил. При большом числе фактов и правил все это пространство разбивается на непересекающиеся подпространства частичными решениями (кампания начинается с пропаганды; первое мероприятие направлено на повышение узнаваемости торговой марки). По частичному решению видно, что оно не ведет к успеху (если начинать с повышения узнаваемости торговой марки, это практически никогда не приводит к быстрому повышению объема продаж). Поэтому можно отвергнуть все планы быстрого повышения объема продаж, начинающиеся с этого мероприятия.

Поиск в фиксированном множестве пространств. Факторизация не всегда работает, так как по частичному решению не всегда можно говорить о непригодности решения. Например, по одному маркетинговому мероприятию нельзя говорить о непригодности всей маркетинговой кампании. Тогда общая задача разбивается на подзадачи. Используется идея абстрактного пространства. Абстракция выделяет важные особенности задачи. Получается последовательность подзадач (подпространств), с помощью которых можно решить задачу.

Примером [43] может служить заказ компьютера уникальной конфигурации из готовых комплектующих. Анализ такого заказа можно разбить на слабосвязанные задачи:

○  определить, непротиворечивы ли требования, нет ли несовместимых компонентов;

○  уточнить, как будут взаимодействовать различные компоненты;

○  решить частные проблемы, зависящие от конфигурации.

Получился набор подзадач, для решения каждой из которых можно разработать свой набор правил.

Поиск в изменяющемся множестве иерархических пространств. Есть задачи, несводимые к изложенной. План решения может иметь переменную структуру и быть несводимым к фиксированному набору подзадач.

Тогда пытаются получить решение в пространстве меньшей размерности. Рассмотрение задачи происходит по уровням, от абстрактного (обобщенного) к конкретному (частному). После того, как на определенном уровне выработано окончательное решение, можно переходить к более детальному рассмотрению задачи. То есть на первом шаге просто игнорируются детальные описания.

При планировании рекламной кампании вначале принимается решение о необходимости рекламы в газетах. Затем уточняется перечень изданий и размер объявлений. Затем проектируется вид самой рекламы.

Таким образом, вначале решаются проблемы, более важные для достижений цели, а затем происходит их детализация.

Абстрактные пространства создаются индивидуально в соответствии с решаемой задачей.

Данный метод основан на довольно серьезных допущениях:

○  возможно осуществить частичное упорядочение понятий мира, приемлемое для всех решаемых задач;

○  решения, принимаемые на верхних уровнях, нет необходимости отменять на более низких.

Использование ограничений при поиске решения. Ограничения можно рассматривать как способ частичного описания ситуаций. Они задаются в числовой или символьной форме. Ограничения могут быть использованы для представления целей при поиске решений в иерархических пространствах.

Продолжая предыдущий пример с планированием мероприятий в рекламной кампании, можно сказать, что допущения предыдущего метода выполняются не всегда. Например, после принятия решения об использовании газетной рекламы может оказаться, что целевая аудитория охватывается значительным числом изданий и реализация такого решения нецелесообразна. В этом случае приходится возвращаться на более высокий уровень абстракции и корректировать решение на нем.