Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 39

Цель, стоящая перед руководством магазина – снизить потери покупателей. Очевидно, что этого требуется добиться с наименьшими затратами. Довольно реалистичным допущением можно считать то, что чем выше производительность работы кассы, тем большими затратами это достигается.

В такой формулировке требуется минимизировать одновременно два параметра, что довольно сложно, поскольку снижение одного из них приводит к росту другого. Но это еще не значит, что задача должна решаться как многокритериальная.

Действительно, чем выше производительность работы кассы, тем меньше очереди в магазине и, соответственно, потери покупателей. Минимум потерь будет достигнут при бесконечно высокой производительности кассы. При этом рост производительности кассы будет обходиться все более и более дорого, а снижение потерь будет все более и более малым, например, из-за того, что остаются очереди в отделы.

Таким образом, задача минимизации потерь покупателей является некорректной. Правильнее добиваться допустимого уровня потерь покупателей. Не вдаваясь в глубокий анализ ситуации, можно считать, что допустимым уровнем потерь будет 5% от количества входящих в магазин покупателей. Это – обычный уровень случайных посторонних факторов. Окончательно задача принятия решения будет звучать так: добиться допустимого уровня потерь покупателей (не более 5% от количества входящих в магазин) с наименьшими затратами. Можно сформулировать задачу и таким образом: добиться уровня потерь покупателей не более 5% при минимальной производительности кассы.

Хотя данный пример достаточно условен, иллюстрируемый им эффект встречается в экономике и маркетинге довольно часто. Достаточно упомянуть замедление роста процента охвата потенциальных потребителей с ростом количества рекламных обращений.

4.1.2. Решение однокритериальных задач
в условиях неопределенности

Если имеется неопределенность значений параметров, характеризующих решения, то можно воспользоваться аппаратом обработки нечетких величин.

Пусть требуется определить понятие высокие доходы от основной деятельности предприятия. Сложность задачи состоит в том, что оценка зависит от конкретной фирмы, а также в том, что разные люди, в том числе и разные эксперты, вкладывают в него различный смысл. В этих условиях оценка может быть получена следующим образом.

1.  Определяются качественные границы понятия: оно находится между средними доходами и очень высокими доходами.

2.  Определяются единицы измерения (млн. руб. в год).

3.  Определяются количественные границы понятия. В этом заключается главная сложность. Пусть, например, были собраны оценки экспертов для границ диапазона доходов, который может быть назван высокими доходами. Для нижней границы ни один из них не указал сумму, меньшую 5 млн. руб. в год, но все оценки нижней границы не превышали 10 млн. руб. в год. Для верхней границы все оценки находились в пределах от 20 млн. руб. в год до 25 млн. руб. в год. Таким образом:

○  никто не считает, что высокие доходы меньше 5 млн. руб. в год или больше 25 млн. руб. в год;

○  никто не сомневается в том, что высокие доходы находятся в пределах от 10 млн. руб. в год до 20 млн. руб. в год.

Для обобщения полученных оценок используется понятие возможность. Это функция от оцениваемой величины, имеющая значения от 0 до 1, характеризующая степень уверенности в том, что данное значение оцениваемой величины относится к определенной категории. Для значений доходов менее 5 млн. руб. в год и более 25 млн. руб. в год она равна 0, для значений от 10 до 20 млн. руб. в год – 1. В пределах от 5 до 10 млн. руб. в год и от 20 до 25 млн. руб. в год она принимает промежуточные значения (чаще всего используется линейная интерполяция, но возможны и другие виды зависимостей, описанные в [64], например, S-образная). Таким образом, нечеткое понятие высокие доходы от основной деятельности имеет вид рис.10Рис. 10.