Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 5

К вспомогательным системам маркетинга относятся, согласно [16]:

○  система маркетинговой информации;

○  система планирования маркетинга;

○  система организации маркетинга;

○  система маркетингового контроля.

Практически все системы так или иначе связаны с принятием и реализацией управленческих решений.

Таким образом, маркетинговая деятельность должна основываться на теории принятия и реализации управленческих решений.

1.3.  Виды задач принятия решений

В литературе встречается много определений понятия решение и, в частности, управленческое решение. Даются также многочисленные классификации решений по различным признакам [3, 24]. Многие авторы сводят решение к выбору альтернативы из набора имеющихся. Например, в [3] указывается, что «одним из условий существования задачи принятия решения является наличие нескольких допустимых альтернатив, из которых следует выбрать наилучшую в некотором смысле».

По мнению авторов, трактовка решения как выбора альтернативы из имеющихся (пусть даже в задачу включается поиск альтернатив и их оценка) недостаточно широка. Однако, если привести все виды решений, описанные в литературе, число их окажется слишком велико, чтобы подробно рассмотреть их в одной книге. Не все задачи достаточно хорошо разработаны. Поэтому следует четко определить те задачи принятия решения, которые будут далее рассмотрены.

В книге [24] предлагается подразделять решения по их авторству на индивидуальные и коллективные. Последние основаны на учете мнений членов коллектива и связаны с такими понятиями, как взаимовлияние индивидуальных и коллективных целей, голосование, консенсус. Поскольку вопросы согласования мнений составляют особый предмет обсуждения, связанный с изучением деятельности групп людей, будут рассмотрены только индивидуальные решения.

В [24] упоминаются последовательные решения, характеризующиеся тем, что

○  ситуации для решения предъявляются в случайном порядке и решение заключается в том, чтобы остановиться на одной из них;

○  в процессе деятельности появляется дополнительная информация.

Типовая задача такого класса получила название задачи о выборе наилучшего секретаря.

Другим упоминаемым в той же книге типом задач принятия решений являются повторяющиеся решения, когда приходится часто принимать однотипные решения в похожих ситуациях, и лицо, принимающее решение, получает опыт (выявляет закономерности, оценивает последствия решений) в процессе своей деятельности.

Два рассмотренных типа задач, хотя и отражают истинный характер деятельности по принятию решений как непрерывного процесса, в котором последующие решения зависят от предыдущих, сложны для анализа и пока недостаточно разработаны. Поэтому в работе будут рассматриваться только решения, которые позволяют достичь желаемой цели из некоторого исходного состояния за один или конечное число шагов.

Такой подход, с одной стороны, является несколько ограниченным, так как иногда приходится рассматривать как отдаленные последствия решений, так и факты давней предыстории. Однако он все же является достаточно мощным. Собственно, большинство решений, принимаемых человеком, может уложиться в данное определение, так как при принятии решения оценивается определенный объем информации, имеющейся на текущий момент, а последствия реально «просчитываются» лишь на ограниченном «горизонте» времени.

Конечно, когда речь идет о компьютерных средствах поддержки принятия решений, которые в большинстве случаев достаточно дороги, подразумевается, что их внедрение происходит не для однократного принятия решения, а для постоянной работы. Но большинство существующих средств компьютерной поддержки интерпретируют процесс принятия решений так, как определено выше.

Для облегчения анализа компьютерных средств поддержки принятия решений удобно ввести следующую классификацию.