К вспомогательным системам маркетинга относятся, согласно [16]:
○ система маркетинговой информации;
○ система планирования маркетинга;
○ система организации маркетинга;
○ система маркетингового контроля.
Практически все системы так или иначе связаны с принятием и реализацией управленческих решений.
Таким образом, маркетинговая деятельность должна основываться на теории принятия и реализации управленческих решений.
В литературе встречается много определений понятия решение и, в частности, управленческое решение. Даются также многочисленные классификации решений по различным признакам [3, 24]. Многие авторы сводят решение к выбору альтернативы из набора имеющихся. Например, в [3] указывается, что «одним из условий существования задачи принятия решения является наличие нескольких допустимых альтернатив, из которых следует выбрать наилучшую в некотором смысле».
По мнению авторов, трактовка решения как выбора альтернативы из имеющихся (пусть даже в задачу включается поиск альтернатив и их оценка) недостаточно широка. Однако, если привести все виды решений, описанные в литературе, число их окажется слишком велико, чтобы подробно рассмотреть их в одной книге. Не все задачи достаточно хорошо разработаны. Поэтому следует четко определить те задачи принятия решения, которые будут далее рассмотрены.
В книге [24] предлагается подразделять решения по их авторству на индивидуальные и коллективные. Последние основаны на учете мнений членов коллектива и связаны с такими понятиями, как взаимовлияние индивидуальных и коллективных целей, голосование, консенсус. Поскольку вопросы согласования мнений составляют особый предмет обсуждения, связанный с изучением деятельности групп людей, будут рассмотрены только индивидуальные решения.
В [24] упоминаются последовательные решения, характеризующиеся тем, что
○ ситуации для решения предъявляются в случайном порядке и решение заключается в том, чтобы остановиться на одной из них;
○ в процессе деятельности появляется дополнительная информация.
Типовая задача такого класса получила название задачи о выборе наилучшего секретаря.
Другим упоминаемым в той же книге типом задач принятия решений являются повторяющиеся решения, когда приходится часто принимать однотипные решения в похожих ситуациях, и лицо, принимающее решение, получает опыт (выявляет закономерности, оценивает последствия решений) в процессе своей деятельности.
Два рассмотренных типа задач, хотя и отражают истинный характер деятельности по принятию решений как непрерывного процесса, в котором последующие решения зависят от предыдущих, сложны для анализа и пока недостаточно разработаны. Поэтому в работе будут рассматриваться только решения, которые позволяют достичь желаемой цели из некоторого исходного состояния за один или конечное число шагов.
Такой подход, с одной стороны, является несколько ограниченным, так как иногда приходится рассматривать как отдаленные последствия решений, так и факты давней предыстории. Однако он все же является достаточно мощным. Собственно, большинство решений, принимаемых человеком, может уложиться в данное определение, так как при принятии решения оценивается определенный объем информации, имеющейся на текущий момент, а последствия реально «просчитываются» лишь на ограниченном «горизонте» времени.
Конечно, когда речь идет о компьютерных средствах поддержки принятия решений, которые в большинстве случаев достаточно дороги, подразумевается, что их внедрение происходит не для однократного принятия решения, а для постоянной работы. Но большинство существующих средств компьютерной поддержки интерпретируют процесс принятия решений так, как определено выше.
Для облегчения анализа компьютерных средств поддержки принятия решений удобно ввести следующую классификацию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.