Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 22

2.  Принцип единственного различия. Если после введения какого-либо фактора появляется, или после удаления его исчезает известное явление, то указанный фактор и составляет причину явления. При этом не вводится и не удаляется никакое другое обстоятельство, которое могло бы иметь влияние в данном случае и не производится никакого изменения среди первоначальных условий явления.

3.  Совместные изменения (изменяется причинный фактор – изменяется следствие при прочих равных условиях).

4.  Совместный метод сходства и различия.

5.  Принцип единственного остатка. Если «вычесть» из явления ту его часть, которая является следствием известных причин, присутствующих в явлении согласно предыдущим исследованиям, то «остаток» явления есть следствие остальных причин.

Но это – лишь инструмент, не затрагивающий исследования самого феномена причинности.

3.2.1. Базовые концепции причинного моделирования

Социальная активность это совокупность того, что люди делают явно, а также причины, смысл их действий. Физические явления влияют на ментальные события (чувством голода управляет гипоталамус) и наоборот (закон или мораль определяет пути человеческих действий).

Итак, для описания социальных действий необходимо знать, что и почему делают люди, и построить модель, объясняющую их поведение.

В отечественной и зарубежной литературе существует множество теорий, пытающихся объяснить поведение человека, в том числе для целей маркетинга [29, 35, 52]. Поведенческие науки – социология, культурология, экономика, политология, психология, антропология, история, поведение организаций, маркетинг – исследуют взаимодействие субъективных аспектов человеческой деятельности и их связь с физической активностью.

Однако пока нет общепризнанной теории поведения покупатели или организации. Намечены только общие подходы к созданию некоторых частных моделей поведения.

Согласно [52], поведение включает два аспекта.

6.  То, что делают в действительности человек или организация. Это повторяющиеся или длительные действия (принятие решений, преданность марке), или взаимоотношения (обмен на рынке, отношения начальник-подчиненный). Их можно наблюдать непосредственно или вывести рассуждениями.

7.  Изменения материальных и нематериальных сущностей. Это введение новшеств в товары (материально) или изменение стиля жизни (нематериально). Здесь, особенно для нематериальных сущностей, часто используются ненаблюдаемые, абстрактные структуры, функции.

Выделены следующие ментальные концепции в маркетинговых исследованиях.

○  Отношения направлены от человека к объекту и дают стимул действия. Отношение бывает положительным и отрицательным, различной силы.

○  Суждения (Х ведет к Y) нейтральны по отношению к действиям. Они могут быть ошибочными. Их можно выявить, например, путем опросов.

○  Моральные оценки (Х следует или не следует делать, Х хорошо или плохо) ориентированы на действия, причем обычно оценивают действия другого. Обычно при оценке подразумевается некоторая третья сторона (закон или этические нормы).

3.2.2. Причинные модели человеческого поведения
и социальных действий

Классификация типов моделей рассматриваемого типа приводится в [52].

1.  Модели стимул—реакция[28] (SR). Эти модели учитывают фактор поощрения / наказания. Если вероятность успеха повышается, такое поведение поощряется, если понижается – следует наказание.

Согласно этой модели, допускается, что в мозгу есть SR связи, образующие SR структуру. Физическое событие приводит к генерации ответа, например, возникновению эмоций. Задача заключается в том, чтобы определить это ответ. Для проверки модели дают стимулы и регистрируют результаты, а затем между стимулами и реакцией ищется функциональная зависимость. Причинная связь выводится из схемы эксперимента. Но такие модели не могут дать ответа на вопросы почему и как.