Таким образом, управленческая деятельность – это совокупность действий руководства предприятия и других сотрудников аппарата управления по отношению к объекту управления – организации. Эти действия заключаются в выработке некоторого управленческого решения, являющегося по сути продуктом управленческого труда, и доведении этого решения до исполнителей с последующим выяснением результатов его выполнения [12].
Управленческое решение обусловлено необходимостью решения проблемы, ее ликвидации или уменьшения ее актуальности. Управленческое решение – определение лицом, принимающим решения, действий, необходимых для достижения цели, то есть приближения в будущем действительных параметров объекта к желаемым.
Большинство дисциплин, связанных с принятием решений – количественные, но в последнее время появляются и качественные методы:
○ экспертное оценивание;
○ многокритериальный анализ;
○ содержательный анализ ситуаций и др. [26].
Исходя из вышеизложенного, управленческое решение
○ субъективно;
○ основано на политике, продуманном курсе действий, отражает основные цели организации;
○ не обязательно правильно.
Все это обусловливает необходимость развития теоретических методов принятия решений.
В работе принимается следующие определения теории принятия решений [26].
Теория принятия решений в узком смысле – выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов. Но многие авторы, например, [40], считают, что нельзя ограничиваться только выбором лучшей альтернативы и игнорировать исполнение, контроль и анализ результатов действий по реализации принятого решения.
В широком смысле принятие решений отождествляется со всем процессом управления.
Поскольку процесс управления фирмой является объектом исследования менеджмента как научной дисциплины, в теории принятия решений целесообразно сконцентрировать внимание лишь на общих принципах процесса управления, которые тем или иным образом определяют процесс принятия решений. Поэтому далее под принятием решения будет пониматься процесс нахождения решения, а остальная часть процесса управления будет называться реализацией решения.
Автор [16], основываясь на методологии маркетинга как рыночной концепции управления, предлагает подход к определению и описанию маркетинговой деятельности в виде ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов:
○ анализа рыночных возможностей;
○ выбора перспективного целевого рынка;
○ разработки комплекса маркетинга и
○ разработки комплекса вспомогательных систем маркетинга.
Первый этап реализуется в основном с помощью маркетинговых исследований, результатом которых, по мнению целого ряда авторов [13, 16, 50], должны стать конкретные рекомендации по определению перспектив деятельности фирмы и наиболее привлекательные направления вложения капитала.
Маркетинговые возможности предприятия определяются на основе сопоставления рыночной ситуации с ресурсами предприятия. На этом этапе принимаются решения о составе собираемой информации, способах ее сбора, распределении имеющихся ресурсов (часто крайне ограниченных) для решения поставленной задачи наилучшим образом, о методах анализа данных и представления результатов. Но главное – на этом этапе из множества возможностей выбираются наиболее привлекательные.
Второй этап позволяет сконцентрировать усилия для работы с наиболее выгодными потребителями и товарами. Выбор перспективного целевого рынка – одно из наиболее важных стратегических решений фирмы.
Третий этап заключается в разработке совокупности средств воздействия на потребителей с целью вызвать желаемую ответную реакцию. Традиционно комплекс маркетинга разделяется на 4 компонента[4] (товар, цена, продажи, продвижение товара), которые, в свою очередь, также носят комплексный характер. Для каждого из компонентов разрабатывается частная стратегия (товарная, ценовая, сбытовая, коммуникационная). Это отражает чрезвычайную важность каждого компонента [16]. На этом этапе решается множество стратегических и тактических вопросов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.