Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 93

Конечно, поскольку решение о выборе метода принимается человеком, он может учитывать и особенности, изложенные в соответствующих разделах, и дополнительные соображения. И все же большинство ситуаций разрешимо с помощью предлагаемой таблицы.

Для каждого метода указываются возможные проблемы и ограничения на его применения, а также получаемый результат.

К сожалению, опыт использования описанных в книге методов принятия решения в реальных условиях деятельности организаций невелик. Это отмечается и в [3]. Поэтому для определения параметров различных методов принятия решений приходится использовать экспертные оценки. В табл. 10 приводятся сделанные авторами экспертные оценки некоторых параметров различных методов принятия решений с компьютерной поддержкой. Они были получены на основе анализа современных компьютерных средств поддержки принятия решений, опыта преподавания данного предмета студентам, в том числе получающим второе высшее образование, а также на основе общения с менеджерами различного уровня. Несмотря на то, что, как и всякие экспертные оценки, они имеют элемент субъективности, они могут серьезно помочь оценить те усилия, которые понадобятся для использования того или иного метода, внедрения того или иного программного средства поддержки принятия решений.










В табл. 10 приняты следующие обозначения:

○  показатель 1 – трудоемкость внедрения, учитывающая установку программы и обучение аналитика. Ранжирована от 1 (минимальная) до 22 (максимальная);

○  показатель 2 – трудоемкость решения конкретной задачи принятия решения с учетом того, что соответствующие средства компьютерной поддержки уже установлены и имеется специалист, способный на них работать. В оценках учитывался произошедший в последние годы скачок в развитии интегрированных сред разработки, которые визуализируют процесс моделирования и осуществляют контроль ошибок проектирования моделей. Ранжирование аналогично (от 1 до 22);

○  показатель 3 – сложность понимания полученных результатов, их «воспринимаемость» лицом, принимающим решения. Ранжирование аналогично;

○  показатель 4 – «жесткость» допущений, которые необходимо ввести для использования метода. Ранжирование аналогично.

В столбце Решение использованы следующие обозначения «мощности» решения:

1 – корректные выводы, которые могут и не привести к решению;

2 – обычно дает «неплохое» решение;

3 – дает оценку предложенных вариантов решения;

4 – дает неточные рекомендации;

5 – дает «подходящее», разработанное для «похожего» случая решение;

6 – дает качественные рекомендации;

7 – дает решение, наилучшее с точки зрения экспертов;

8 – дает наилучшее решение в рамках сделанных допущений.

9. Заключение

Итак, предложенный в последней главе алгоритм позволяет легче ориентироваться в многообразии методов принятия решений. Конечно, могут появиться и другие методы, новые средства компьютерной поддержки.

Авторы намеренно не делали подробного обзора конкретных компьютерных программ и пакетов. Любой из перечисленных методов поддерживается десятками различных программных средств, среди которых:

○  простейшие учебные;

○  демонстрационные;

○  автономные;

○  входящие в состав проблемно или предметно ориентированных пакетов;

○  входящие в состав корпоративных систем управления.

Их перечень нетрудно извлечь из Интернет. Каждый год появляются все новые программы.

Что же касается предлагаемого алгоритма поиска нужного метода, то он, очевидно, сохранит свою полезность и в будущем.

Список литературы

1.  Автоматизированные информационные технологии в экономике / М. И. Семенов, И. Т. Трубилин, В. И. Лойко, Т. П. Барановская. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 416 с.