Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 36

Рис. 9. Фрагмент семантической сети

Сложность применения семантических сетей заключается в том, что их можно строить по-разному. Выбор структуры сети определяется целью ее создания. А это снижает гибкость таких сетей. Таким образом, вряд ли можно надеяться на создание сети, содержащей все знания организации, а тем более все знания целой науки.

Видно, что данный подход оперирует только с что знаниями.

Объектно-ориентированный подход является основой современного проектирования сложных систем. Он основывается на том, что каждый конкретный объект является представителем некоторого класса объектов. Например, конкретный объект магазин характеризуется величиной торговой площади, численностью персонала, среднемесячным объемом продаж и величиной торговой наценки. Для описания всех магазинов создается класс магазины, в котором задается количество параметров, характеризующих любой магазин; тип (единицы измерения) этих параметров; наименование каждого параметра. Таким образом, класс включает структуру данных. А в конкретном объекте эта структура заполняется вполне определенными значениями. Параметры, характеризующие объект, называются свойствами.

Кроме свойств, любой элемент класса может характеризоваться одинаковым для всего класса набором выполняемых действий, называемых методами. Для магазина методами являются: формирование заказа на поставку товара, прием товара, выполнение заказа покупателя.

В объект могут входить другие объекты.

Обычно объект как модель или как элемент структуры знаний соответствует некоторому объекту реального мира, что делает проектирование достаточно простым, так как сохраняется соответствие с реальностью.

Объектно-ориентированный подход основывается на трех принципах.

Инкапсуляция – скрытие информации о деталях внутри объекта. Если рассматривается взаимодействие с магазином, то магазину передается заказ или оплаченный счет, а результатом служит набор товаров. Сам процесс выполнения заказа скрыт внутри объекта (магазина). Объект необходимо исследовать «изнутри» только если требуется уточнить детали его работы (например, выполнения заказа). Это значительно облегчает работу с информацией.

Наследование позволяет создавать классы-«потомки», сохраняющие свойства «родителя», но имеющие свои особенности. Здесь прослеживается некоторая аналогия с рассмотренными выше семантическими сетями. Например, из класса магазин можно получить класс продовольственный магазин. Хотя это и ускоряет разработку систем и организацию знаний, требуется большая осторожность в проектировании классов-«родителей», так как ошибки в начале проектирования, при их формировании могут впоследствии сильно ухудшить показатели системы. Поскольку для предотвращения таких ошибок требуется представлять себе все их последствия, то есть всю иерархию классов, это представляется одним из серьезнейших узких мест подхода.

Полиморфизм – способность выбирать метод на основе типов данных. Например, можно открыть магазин, открыть счет в банке, открыть документ для просмотра. Метод открыть различен для различных классов. Это приближает описание объектов к естественному языку. Но представляется, что требование различных названий различных вещей позволило бы избежать многих недоразумений. Так что и этой возможностью надо пользоваться осторожно.

Итак, знания при объектном подходе к их организации представляются как иерархия классов объектов. Это позволяет задавать свойства по умолчанию для всего класса объектов, изменять свойства всего класса объектов одним действием, выполнять некоторые действия сразу с целым классом.

Теперь, после того, как были описаны важнейшие понятия, используемые в принятии решений, можно перейти непосредственно к рассмотрению различных типов решений и методов их принятия.

4. Решение-выбор

Теория принятия решений имеет довольно длинную историю. Разработан и широко применяется ряд методов сравнения и оценки решений. Можно сказать, что оценка практически всегда делается с целью выбора наилучшего варианта, то есть процесс оценки тесно связан с процессом принятия решений.