Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 17

Имитационные модели получили развитие с совершенствованием компьютерной техники. В этих моделях используются как детерминированные, так и стохастические зависимости. Имитируются воздействия внешней среды и состояния элементов исследуемой системы.

Динамические модели – описание исследуемой системы как системы дифференциальных или разностных уравнений. Они используются как аналитические, но чаще – для имитации.

Модели систем массового обслуживания. Имитируют алгоритм работы систем указанного класса. Для магазина имитируется поток покупателей и их обслуживание. Результатом являются статистические характеристики объекта, например, среднее время ожидания покупателя в очереди, среднее количество обслуженных покупателей в единицу времени.

Моделирование – составление модели и работа с ней.

Типовая последовательность действий при построении экономической модели, согласно [18], состоит из следующих шагов:

○  формулировки предмета и цели исследования;

○  выделения структурных или функциональных элементов и наиболее важных качественных характеристик этих элементов;

○  введения символических обозначений для учитываемых характеристик и формализации взаимосвязей между ними В зависимости от уровня знаний об объекте исследования уровень формализации может быть различным;

○  проведения расчетов;

○  анализа полученных результатов.

Процесс моделирования основывается на общих принципах:

○  декомпозиция. Вся модель разбивается на более или менее самостоятельные подмодели, причем желательно, чтобы связи между внутри подмодели были тесными, а между подмоделями – минимальными. Так продолжается до тех пор, пока не будет достигнут удобный для исследователя уровень представления;

○  адекватность решаемой задаче. Моделироваться должно то, что требует изучения. На определенном этапе исследования дальнейшая работа производится с моделью. Если переход от исходной системы к ее модели был сделан неверно, и были потеряны важные особенности оригинала, все исследование может оказаться бесполезным;

○  точность, соответствующая задаче. Другой крайностью является построение слишком точной модели. Она практически всегда оказывается и слишком сложной для исследования. Поэтому определяется уровень необходимой точности, с которой требуется представить оригинал. Это – самостоятельная сложная задача;

○  системность. При моделировании нельзя ограничиваться изучением элементов системы по отдельности. Следует обязательно изучить поведение модели в целом.

Экономисты и маркетологи чаще всего рассматривают модели как упрощенные теории, позволяющие изучать взаимосвязи между различными экономическими показателями [36]. При этом берется лишь небольшое число факторов, влияющих на переменные, поведение которых требуется объяснить [48]. Моделирование в экономике – способ анализа объекта исследования в определенной последовательности с помощью ряда моделей [36].

4.  Наблюдая за объектом, исследователь формирует некий мысленный образ объекта (когнитивную модель). От бесконечно сложной реальности отсекается все ненужное.

5.  Строится содержательная модель (с целью описания исследуемой системы, объяснения происходящих процессов или прогнозов).

6.  Полезным этапом является построение концептуальной модели – разновидности содержательной модели, в которой используются теоретические концепции и конструкции предметной области. Концептуальные модели подразделяются на следующие типы:

○  логико-семантические, содержащие утверждения и факты, анализируемые средствами логики;

○  структурно-функциональные, в которых система представляется в виде элементов, связанных отношениями подчиненности, логической и временной последовательности решения отдельных задач;

○  причинно-следственные, позволяющие выявить главные причинно-следственные взаимосвязи, понять и спрогнозировать поведение изучаемого объекта.