Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 16

После обсуждения моделирования как основы представления знаний об объекте управления будут рассмотрены методы решения-генерации, решения-классификации и решения-выбора. Будут также затронуты методы представления и обработки знаний, на которых основывается решение.

3. Моделирование

Поскольку рассматриваемые методы принятия решений так или иначе связаны с моделями объекта управления или управляющей системы, следует подробно рассмотреть тему моделирования. Для этого вначале необходимо дать ряд определений.

Система – композиция объектов, объединенных в определенную структуру и взаимодействующих между собой с определенной целью[22].

Модель [23] – совокупность информации о системе, собранной для целей ее изучения[24]. Важно отметить, что информация может быть любой, от математических уравнений и алгоритмов функционирования до словесного описания, сделанного в произвольной форме. Можно считать, что модель является заместителем оригинала, воспроизводящим интересующие исследователя свойства.

Модели, используемые в маркетинге, должны включать:

○  элементы исследуемой системы (магазины, продавцов, покупателей, товары);

○  связи между этими элементами (продавец работает в магазине, покупатель приобретает товар);

○  атрибуты (свойства) элементов (потребности покупателя, цена товара, квалификация продавца);

○  действия, которые выполняются элементами (процесс покупки, заказ товара на складе).

Ниже приводится описание важнейших видов моделей. При этом следует отметить, что приводимый ниже перечень не образует классификацию. Дело в том, что существующие в литературе классификации моделей получаются довольно сложными из-за многообразия сочетаний свойств различных моделей. Одна и та же модель может относиться к нескольким приводимым ниже видам.

Физические модели – аналоги системы как некоторая физическая система. Пример: модель изменения спроса на какой-либо товар в виде резервуаров, соединенных потоками (подробнее см. п. 3.3). Важно отметить, что природа моделируемой системы может быть любой (физической, экономической социологической) а модель – обязательно физическая система.

Математические модели – совокупность математических соотношений, описывающих изучаемый процесс или явление. В свою очередь, математические модели классифицируются следующим образом:

○  по исходным данным: детерминированные, стохастические;

○  по характеру переменных: непрерывные, дискретные;

○  по зависимостям: линейные, нелинейные.

Информационные модели – набор гипотез и экспертных заключений относительно исследуемой системы.

Описательные (концептуальные) модели – словесное описание системы, описание идей, гипотез на словесном уровне.

Причинные модели – отражают гипотезы о причинно-следственных связях в системе.

Модели представления знаний. Это структуры представления знаний. Новые информационные технологии, рассматривающие данные как знания, вызвали необходимость структурировать их (главным образом, в целях облегчения их поиска). Однако полученные результаты оказались полезными и тогда, когда со знаниями работает человек.

Статические модели – описывают «неподвижную» систему, неизменную во времени, или ее состояние в данный момент времени.

Динамические модели – учитывают изменения объекта исследования во времени.

Аналитические модели – модели, в которых все взаимосвязи между переменными выражены в виде математических уравнений.

Численные модели – модели, в которых нельзя получить зависимость между исследуемыми переменными в виде уравнений. В результате все или некоторые рассматриваемые объекты выражаются числами или их комплектами. Для них есть численные методы моделирования.

Имитационные модели – имитация изучаемой ситуации в искусственных условиях в реальном, ускоренном или замедленном[25] масштабе времени. Концепция имитационных моделей родилась из задач, в которых полная формализация невозможна. Сущность имитационного моделирования – алгоритмическое отображение таких объектов и явлений, которые в силу своей сложности не допускают обозреваемого математического описания, пригодного для поиска решения традиционными аналитическими методами [49].