Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 80

Продолжение таблицы 6

Исходные данные

Обсуждение допущений

Отсутствует сезонность

Данное допущение нуждается в проверке

Узнав об одном товаре, покупатель уже не интересуется другим и не узнаёт о нем

Это может оказаться и верным, так как обычно тот товар, о котором узнали раньше, покупается с большей вероятностью. Но данное допущение требует дополнительной проверки

Каждый покупатель покупает одну единицу товара

Это допущение не столь серьезно, так как единицу моно легко заменить средним числом покупаемых единиц

Процесс моделируется по периодам. Длительность периода составляет один месяц

Реально процесс непрерывен и должен исследоваться по дням или даже по часам. Но если моделировать процесс по дням, придется учесть выходные дни, что сильно усложнит задачу

При моделировании таких длинных периодов появляется эффект замены текущих значений средними. Например, в предлагаемой модели число знающих о товаре меняется скачком за период, хотя на самом деле это величина непрерывная, меняющаяся день ото дня. А от числа знающих о товаре зависит и число купивших его. Практически это может означать выход значений величин за пределы ограничений, накладываемых их смыслом. Например, число узнавших о товаре за период может быть рассчитано большим, чем количество не знающих о нем.

За период товар покупает определенная доля (Б) тех, кто знал о нем в прошлом периоде. Доля Б характеризует благосостояние населения

Допущение довольно реалистично: узнав о товаре, надо решиться на покупку. Сомнение вызывает лишь постоянство этой доли за весь период моделирования

Количество различных категорий покупателей (знающих, не знающих и проч.) непрерывно. Иными словами, численность населения может составлять нецелое значение

Для большого количество исследуемых покупателей (более 10000 человек) ошибки, вызываемые этим допущением, исчезающе малы в переходных процессах и не имеют значения в установившихся режимах

Видно, что она имеет много общего с формой дифференциальных уравнений.

Начальные условия соответствуют задаче в форме дифференциальных уравнений. К ним следует добавить следующие начальные условия:

К1(0)=0;
К2(0)=0;
У1(0)=0;
У2(0)=0.

Сформулированная модель нуждается в некоторых корректировках формул и ведении дополнительных ограничений. Их необходимость далеко не очевидна. Их отсутствие, как правило, не проявляется при моделировании непрерывных систем с малым шагом, однако при значительной величине шага могут возникнуть значительные искажения. Данные корректировки можно вводить и по результатам моделирования, но лучше предусмотреть их сразу.

○  В конце моделирования, когда о товаре будут знать практически все, количество людей, узнавших о товаре за период, может оказаться больше, чем число оставшихся людей, не знающих о товаре. Например, если осталось 4% не знающих о товаре; о товаре 1 узнали 3%; о товаре 2 узнали 4%. Для этого случая вводится корректировка формул расчета количества узнавших о товарах: оставшиеся покупатели узнают о товарах пропорционально предварительно рассчитанным числам. Для приведенного примера о товаре 1 узнают 4/7*3=1,71%, о товаре 2 узнают 4,7*4=2,29%, что в сумме равно оставшимся 4%.