Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 6

1.  Решение-генерация. Перед началом процесса принятия решения готового решения нет. Оно должно быть сформировано.

2.  Решение-классификация, когда требуется принять решение, основываясь на описании реальной ситуации, и есть заготовки решений для определенных типовых ситуаций или целых их классов. Процесс принятия решения сводится к отнесению ситуации к классу, для которого имеется готовое типовое решение.

3.  Решение-выбор, когда имеется набор альтернатив[5], которые надо оценить, и осуществить в результате:

○  выбор наилучшего в заданном смысле решения;

○  выбор приемлемого решения (основное внимание уделяется проверке приемлемости);

○  полное упорядочение альтернатив по предпочтительности;

○  частичное упорядочение альтернатив по предпочтительности;

○  сокращение числа альтернатив.

Такое разнообразие возможных результатов объясняется тем, что решения в организации принимается человеком, и не всегда достаточно использовать лишь математические или даже формализованные методы.

3.1.  Имеются две или более альтернатив, каждая из которых оценивается конкретным значением единственного критерия. В этом случае выбор состоит в выделении той альтернативы, которая имеет максимальное (минимальное) значение этого критерия. По точным оценкам каждой альтернативы легко получить и все другие возможные результаты решения-выбора. Этот класс обычно называется тривиальным.

3.2.  Некоторые из альтернатив могут привести к нескольким (хотя бы двум) возможным исходам или к целому диапазону исходов. Такие задачи называются задачами в условиях риска [3]. Например, для участника тендера возможны два исхода: договор заключен или не заключен. Возможность каждого исхода зависит от предлагаемой участником договорной цены. Выбор затруднен необходимостью учитывать не только характеристики решения (например, ожидаемую прибыль), но и возможность различных исходов.

3.3.  Каждая альтернатива оценивается диапазоном значений единственного критерия. Это – выбор в условиях неопределенности. Такая задача возникает обычно при недостаточности информации, используемой для принятия решения. Сложность здесь состоит в том, что разные решения могут давать пересекающийся диапазон ожидаемых результатов. Например, одно решение даст прибыль от 100 тыс. р. до 200 тыс. р., а другое – от 150 тыс. р. до 250 тыс. р.

3.4.  Имеется несколько критериев (например, приобретаемая компьютерная программа должна быть дешевой, удобной и иметь широкие возможности). Такие задачи называются многокритериальными[6].

Компьютерные средства поддерживают все указанные типы задач принятия решений.

В заключение следует отметить, что возможны и различные комбинаций задач принятия решений, например, решение одновременно в условиях риска и неопределенности. Однако в данной книге задачи и методы их решения будут рассматриваться в основном «в чистом виде».

1.4.  Научные подходы, используемые при принятии решений

Как было показано на рис. Рис. 2, центральное место в системе менеджмента отводится научным подходам к принятию решений. В настоящее время их существует достаточно много [26, 46]. Вот лишь наиболее важные из них.

4.  Системный. Объект представляется совокупностью взаимосвязанных элементов, имеет вход, выход, связь с внешней средой, обратную связь. Его функция – переработка входа в выход. Каждый элемент имеет такую же структуру.

5.  Комплексный. Учитывает все аспекты менеджмента (технический, экономический, организационный, психологический) в их взаимосвязи.

6.  Интеграционный. Учитывает взаимосвязи между подсистемами менеджмента, стадиями жизненного цикла объекта управления, уровнями управления.

7.  Маркетинговый. Ориентирован на выгоды для потребителя от продукции фирмы.