1. Решение-генерация. Перед началом процесса принятия решения готового решения нет. Оно должно быть сформировано.
2. Решение-классификация, когда требуется принять решение, основываясь на описании реальной ситуации, и есть заготовки решений для определенных типовых ситуаций или целых их классов. Процесс принятия решения сводится к отнесению ситуации к классу, для которого имеется готовое типовое решение.
3. Решение-выбор, когда имеется набор альтернатив[5], которые надо оценить, и осуществить в результате:
○ выбор наилучшего в заданном смысле решения;
○ выбор приемлемого решения (основное внимание уделяется проверке приемлемости);
○ полное упорядочение альтернатив по предпочтительности;
○ частичное упорядочение альтернатив по предпочтительности;
○ сокращение числа альтернатив.
Такое разнообразие возможных результатов объясняется тем, что решения в организации принимается человеком, и не всегда достаточно использовать лишь математические или даже формализованные методы.
3.1. Имеются две или более альтернатив, каждая из которых оценивается конкретным значением единственного критерия. В этом случае выбор состоит в выделении той альтернативы, которая имеет максимальное (минимальное) значение этого критерия. По точным оценкам каждой альтернативы легко получить и все другие возможные результаты решения-выбора. Этот класс обычно называется тривиальным.
3.2. Некоторые из альтернатив могут привести к нескольким (хотя бы двум) возможным исходам или к целому диапазону исходов. Такие задачи называются задачами в условиях риска [3]. Например, для участника тендера возможны два исхода: договор заключен или не заключен. Возможность каждого исхода зависит от предлагаемой участником договорной цены. Выбор затруднен необходимостью учитывать не только характеристики решения (например, ожидаемую прибыль), но и возможность различных исходов.
3.3. Каждая альтернатива оценивается диапазоном значений единственного критерия. Это – выбор в условиях неопределенности. Такая задача возникает обычно при недостаточности информации, используемой для принятия решения. Сложность здесь состоит в том, что разные решения могут давать пересекающийся диапазон ожидаемых результатов. Например, одно решение даст прибыль от 100 тыс. р. до 200 тыс. р., а другое – от 150 тыс. р. до 250 тыс. р.
3.4. Имеется несколько критериев (например, приобретаемая компьютерная программа должна быть дешевой, удобной и иметь широкие возможности). Такие задачи называются многокритериальными[6].
Компьютерные средства поддерживают все указанные типы задач принятия решений.
В заключение следует отметить, что возможны и различные комбинаций задач принятия решений, например, решение одновременно в условиях риска и неопределенности. Однако в данной книге задачи и методы их решения будут рассматриваться в основном «в чистом виде».
Как было показано на рис. Рис. 2, центральное место в системе менеджмента отводится научным подходам к принятию решений. В настоящее время их существует достаточно много [26, 46]. Вот лишь наиболее важные из них.
4. Системный. Объект представляется совокупностью взаимосвязанных элементов, имеет вход, выход, связь с внешней средой, обратную связь. Его функция – переработка входа в выход. Каждый элемент имеет такую же структуру.
5. Комплексный. Учитывает все аспекты менеджмента (технический, экономический, организационный, психологический) в их взаимосвязи.
6. Интеграционный. Учитывает взаимосвязи между подсистемами менеджмента, стадиями жизненного цикла объекта управления, уровнями управления.
7. Маркетинговый. Ориентирован на выгоды для потребителя от продукции фирмы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.