Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 64

○  высокая активность конкурентов означает, что она имеет значение свыше 60…80%;

○  средняя активность конкурентов означает, что она находится в пределах от 20…40 до 60…80%;

○  низкая активность конкурентов означает, что она менее 20…40%.

Для цен на единицу товара следует получить единственное значение, например, усреднив данные экспертами оценки для каждой цены:

○  очень высокая цена – 18 руб. за единицу;

○  высокая цена – 17 руб. за единицу;

○  средняя цена – 15 руб. за единицу;

○  низкая цена – 13 руб. за единицу.

Таким образом, табл.2 как бы «размывается»: между уровнями объема продаж и активностью конкурентов появляются «переходные» зоны (рис.Рис. 27).

Работа системы осуществляется следующим образом.

Определяются значения входов управляющей системы. Это можно делать по данным мониторинга продаж в выборке магазинов; по данным продаж за день; в случае, если расчеты производятся с помощью сканера штрих-кодов, – практически ежеминутно.

Измеренные значения переводятся в нечеткие понятия. Например, если текущий объем продаж составляет 1100, то это высокие продажи с возможностью 0,5 или средние продажи с той же возможностью.

Рис. 27. Таблица расчета управляющего воздействия
в нечеткой системе управления

В соответствии с рис.Рис. 27 определяется цена. Если, например, объем продаж составляет 1500 (то есть возможность высокого объема продаж равна 1), а активность конкурентов оценивается в 90% (то есть возможность высокой активности конкурентов также равна 1), то цена устанавливается равной 15 руб. Если же возможность некоторого входного параметра не равна 1, то происходит линейная интерполяция. Например, если текущий объем продаж составляет 1100 при активности конкурентов 90%, то цена устанавливается равной 16 руб. Немного сложнее расчеты при текущем объеме продаж, равном 1100 и активности конкурентов, равной 70% (область А на Рис. 27). В этом случае происходит линейная интерполяция на правой и левой границах области, и определяются значения цены для объема продаж 1100 единиц при активности конкурентов 80% и 60%. Затем осуществляется линейная интерполяция между полученными точками для значения активности 70%. Для рассмотренного примера цена устанавливается равной 16 руб.

Таким образом, работа происходит с функцией, изображенной на рис.Рис. 28.

Рис. 28. Вид функции, реализуемой управляющей частью
нечеткой системы управления

Поскольку такая система строится на экспертных оценках, а в ряде случаев, как в рассмотренном примере, экспертным путем получаются и некоторые входные величины, оценить качество нечеткой системы представляется затруднительным. Если строится система с обратной связью, в ней может возникнуть неустойчивость, проявляющаяся в том, что изменения выходной величины будут происходить рывками (вначале – слишком сильное снижение цены, затем – ее увеличение и т.д.). Поэтому нечеткие системы нуждаются в настройке, подчас длительной.

Особенно сложно управлять системами, в которых вход и выход объекта управления связаны сложной зависимостью. Например, в задаче об остановке автомобиля перед перекрестком управление производится его ускорением (торможением), а выходной величиной является положение (расстояние до перекрестка). Известно, что положение является двойным интегралом от ускорения. Поэтому для построения таких систем нужно действительно глубоко понимать принципы их работы.

В случае управления по возмущениям поведение системы также может оказаться не совсем соответствующим ожиданиям.

Компьютерная реализация нечетких систем управления несложна. Гораздо сложнее собрать входную информацию, что проиллюстрировано примером ценообразования.

Несложно ввести и дополнительные входные параметры. В этом случае алгоритм расчета управляющего воздействия теряет наглядность, но усложняется незначительно.