Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 2

○  поддержание некоторого желаемого состояния объекта управления (системы) при воздействии на него разного рода возмущений;

○  поддержание заданной степени материального или духовного комфорта членов общества при решении задач развития его экономики или культуры;

○  определение такого режима работы промышленного предприятия, при котором достигается наивысшая рентабельность выпускаемой им продукции.

Таким образом, цель – желаемое состояние объекта управления.

Критерий – количественная оценка степени достижения цели. Например, если цель – добиться уровня продаж в 1 млн. р. в год, то степень достижения этой цели может оцениваться как в абсолютном выражении (сколько рублей не хватило для выполнения плана), так и в относительном (на сколько процентов выполнен план).

Система управления – совокупность объекта управления и управляющей части, обеспечивающей управление. В общем случае понятие системы управления включает объекты управления различной природы (живые организмы, социальные и технические системы). Различны и управляющие системы.

Управляющую часть удобно разделить на собственно управляющую систему, занимающуюся выработкой управляющих воздействий, систему мониторинга состояния внешней среды и систему контроля состояния объекта управления. Структура системы управления общего вида представлена на рис. 1Рис. 1.

Главное, что следует подчеркнуть:

○  цель задается вне системы управления;

○  система взаимодействует с внешней средой;

○  обратная связь (управляющая система учитывает реальные результаты работы объекта управления) позволяет корректировать управляющие воздействия в зависимости от реально достигнутого результата.

Рис. 1. Структура системы управления

Наиболее изучены объекты управления «технической природы», поскольку для них разработаны адекватные математические модели. Более развитой оказалась и теория автоматического управления такими объектами.

Особенности управления в организациизаключается в том, что человек или группа людей выступают в качестве неотъемлемой части системы управления, а объект управления является организацией. Поэтому, даже если в такой системе имеются автоматические элементы, она называется не автоматической, а автоматизированной.

Система управления (менеджмента[2]) организации – это система, состоящая из двух взаимосвязанных элементов: объекта управления – деятельности предприятия или организации (бизнеса) – и управляющей системы – людей и технических средств, которые осуществляют управление этим предприятием или организацией. Согласно [46], это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также подсистем (рис.Рис. 2).

Рис. 2 Система менеджмента организации

На этом рисунке введены следующие обозначения.

1.  Целевая подсистема, включающая, например

○  новое качество товаров и услуг;

○  ресурсосбережение;

○  развитие производства;

○  социальное развитие коллектива;

○  охрану окружающей среды.

2.  Обеспечивающая подсистема. Включает все виды обеспечения:

○  ресурсное;

○  информационное;

○  правовое;

○  методическое и другие.

3.  Функциональная подсистема, в которую, в частности, входят:

○  стратегический маркетинг;

○  планирование;

○  организация процессов;

○  учет и контроль;

○  мотивация (в частности, стимулирование работников);

○  регулирование (внутренний контур управления[3]).

4.  Управляющая подсистема:

○  управление персоналом;

○  разработка управленческих решений;

○  оперативное управление реализацией решения.