○ поддержание некоторого желаемого состояния объекта управления (системы) при воздействии на него разного рода возмущений;
○ поддержание заданной степени материального или духовного комфорта членов общества при решении задач развития его экономики или культуры;
○ определение такого режима работы промышленного предприятия, при котором достигается наивысшая рентабельность выпускаемой им продукции.
Таким образом, цель – желаемое состояние объекта управления.
Критерий – количественная оценка степени достижения цели. Например, если цель – добиться уровня продаж в 1 млн. р. в год, то степень достижения этой цели может оцениваться как в абсолютном выражении (сколько рублей не хватило для выполнения плана), так и в относительном (на сколько процентов выполнен план).
Система управления – совокупность объекта управления и управляющей части, обеспечивающей управление. В общем случае понятие системы управления включает объекты управления различной природы (живые организмы, социальные и технические системы). Различны и управляющие системы.
Управляющую часть удобно разделить на собственно управляющую систему, занимающуюся выработкой управляющих воздействий, систему мониторинга состояния внешней среды и систему контроля состояния объекта управления. Структура системы управления общего вида представлена на рис. 1Рис. 1.
Главное, что следует подчеркнуть:
○ цель задается вне системы управления;
○ система взаимодействует с внешней средой;
○ обратная связь (управляющая система учитывает реальные результаты работы объекта управления) позволяет корректировать управляющие воздействия в зависимости от реально достигнутого результата.
Рис. 1. Структура системы управления
Наиболее изучены объекты управления «технической природы», поскольку для них разработаны адекватные математические модели. Более развитой оказалась и теория автоматического управления такими объектами.
Особенности управления в организациизаключается в том, что человек или группа людей выступают в качестве неотъемлемой части системы управления, а объект управления является организацией. Поэтому, даже если в такой системе имеются автоматические элементы, она называется не автоматической, а автоматизированной.
Система управления (менеджмента[2]) организации – это система, состоящая из двух взаимосвязанных элементов: объекта управления – деятельности предприятия или организации (бизнеса) – и управляющей системы – людей и технических средств, которые осуществляют управление этим предприятием или организацией. Согласно [46], это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также подсистем (рис.Рис. 2).
Рис. 2 Система менеджмента организации
На этом рисунке введены следующие обозначения.
1. Целевая подсистема, включающая, например
○ новое качество товаров и услуг;
○ ресурсосбережение;
○ развитие производства;
○ социальное развитие коллектива;
○ охрану окружающей среды.
2. Обеспечивающая подсистема. Включает все виды обеспечения:
○ ресурсное;
○ информационное;
○ правовое;
○ методическое и другие.
3. Функциональная подсистема, в которую, в частности, входят:
○ стратегический маркетинг;
○ планирование;
○ организация процессов;
○ учет и контроль;
○ мотивация (в частности, стимулирование работников);
○ регулирование (внутренний контур управления[3]).
4. Управляющая подсистема:
○ управление персоналом;
○ разработка управленческих решений;
○ оперативное управление реализацией решения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.