Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 44

3.  Учесть все имеющиеся ограничения. Может быть, фирма, для которой Вы выбираете информационную систему, не имеет средств на покупку и эксплуатацию мощных программных средств, или не может оснастить свой офис новейшими компьютерами, или не может заказать индивидуальную разработку системы, наиболее подходящей к ее целям. В этом случае вводятся ограничения: система должна быть типовой, рассчитанной на небольшие по мощности компьютеры, иметь стоимость не выше заданного предела.

Введение жесткого ограничения, например, по цене, часто оказывается гораздо полезнее и проще, чем решение задачи выбора с дополнительным критерием – ценой, так как область выбора сильно сужается и в рассмотрении остается только небольшое число альтернатив.

4.  Затем выбирается метод решения многокритериальной задачи[48].

4.1.  Исключение недоминируемых альтернатив (принцип Парето). Если одна альтернатива по всем критериям, кроме одного, равнозначна другой, а по одному критерию – хуже другой, то ее следует убрать из дальнейшего рассмотрения. К сожалению, это метод может не сработать вообще, или с его помощью будет удалено лишь малое количество альтернатив.

4.2.  Если критерии сравнимы по важности, то «хорошее» значение важного критерия может скомпенсировать несколько маловажных недостатков. Например, пусть информационная система неудобна и требует больших затрат времени на ввод данных. Зато она дешева. Дорогая, но зато очень удобная система оценивается почти так же. Ключевым словом здесь является зато.

Для таких случаев чаще всего используется метод определения взвешенной суммы критериев, и задача сводится к однокритериальной.

Для оценки альтернатив этим методом в простейшем случае выполняются следующие действия.

○  Принимается, что большее значение любого параметра всегда предпочтительнее. Из этого допущения следует, что чем выше общая оценка альтернативы, тем она предпочтительнее.

○  Определяется набор важных характеристик альтернатив. Если речь идет о выборе поставщика сырья, то это уровень цен, время выполнения заказа, вероятность выполнения заказа в срок, качество сырья.

○  Каждой характеристике ставится в соответствие балльная оценка ее важности, причем максимальный балл имеет наиболее важная характеристика. Иногда используется метод ранжирования характеристик, причем высший ранг имеет наиболее важная характеристика.

○  Каждый поставщик оценивается по каждой характеристике по правилу, определенному в начале расчетов. Наиболее часто используются балльные оценки или ранги.

○  Для каждой альтернативы определяется средняя оценка, учитывающая оценки по всем характеристикам, взвешенные по важности соответствующих характеристик.

○  Средние оценки упорядочиваются по убыванию. Тем самым альтернативы ранжируются от наилучшей до наихудшей.

○  Результат предоставляется лицу, принимающему решения.

Необходимо помнить, что, поскольку все оценки являются приближенными, близкие значения обобщенной оценки не могут служить основой для упорядочения. Если используются десятибалльные оценки, то их погрешность может достигать 0,5 балла, то есть 5%. Например, если одна альтернатива имеет оценку в 5,71 баллов, а другая – 5,72, то они должны рассматриваться как равнозначные[49].

Если попытаться использовать абсолютные значения величин (для оценки клиента – объем заказа в рублях и срок оплаты счетов в днях) для определения обобщенной оценки, то появляется проблема выбора весов. Даже если цена и срок оплаты имеют одинаковую важность, остается неясным, какой клиент лучше: делающий заказы на 100 рублей больше или оплачивающий счета на 2 дня быстрее. Для решения этой проблемы переходят к относительным показателям. Определяются диапазоны изменения характеристик среди всего множества альтернатив (пусть, например, объемы заказов находятся в диапазоне от 1000 до 2000 р., а сроки платежа – от 5 до 15 дней. Тогда разница в 100 р. составит 10% до диапазона изменения объемов, а изменение срока в 2 дня – 20%. Становится видно, что ускорение в 2 дня предпочтительнее увеличения объема заказа на 100 р.