Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 85

Эксперименты с моделью могут заключаться в подборе количества покупателей, которые могут одновременно выбирать товар, максимально возможных длин очередей, интенсивностей обслуживания покупателей, которые обеспечат необходимые характеристики потока заявок: приемлемое время ожидания (особенно если магазин заявляет о быстром обслуживании), достаточное количество обслуженных покупателей. Эксперименты обычно должны проводиться неоднократно с последующим усреднением результатов, чтобы получить достаточную точность.

Рис. 43. Характеристики очередей

Итак, данный вид моделирования позволяет «разыгрывать» процессы, происходящие в магазине день ото дня, что, конечно, дешевле, чем реально изменять размер магазина или нанимать ради эксперимента опытного быстро работающего кассира и вести наблюдение за процессами в магазине в течение многих дней.

Исходные данные можно получить путем наблюдения. Например, один день наблюдений за работой кассира и регистрация времени обслуживания дадут достаточно точный вид закона распределения этого времени.

7.2.  Методы решения-классификации

Методы решения-выбора подробно рассмотрены в многочисленных научных трудах, приведенных в списке литературы. Если добавить к этому те примеры, которые приведены в главе 4, получится довольно полная картина. Методы решения-генерации относятся по большей части к хорошо разработанным (аналитические методы поиска экстремума, математическое программирование) и также достаточно полно проиллюстрированы в литературе, начиная от простых учебников и кончая монографиями, посвященными углубленному изучению отдельных проблем. В этой литературе и можно найти примеры решения-генерации. Примеры данных задач есть и в главе 6. Что же касается методов решения-классификации, то они довольно сложны для понимания и разработаны сравнительно недавно. Поэтому, хотя в книге рассматривались три типа решений, иллюстративные примеры будут касаться только одного типа решений – решения-классификации.

7.2.1. Описание задачи

Для иллюстрации различных способов решения-классификации будет использован следующий пример.

В фирме проводится маркетинговый аудит. Для каждого товара анализируется его цена и потенциал рынка. Рассмотрев конкретную ситуацию, складывающуюся с товарами данной фирмы, аудиторы маркетинга разработали следующую таблицу (Табл. Таблица 7).

Таблица 7

Описание различных маркетинговых ситуаций

Потенциал рынка низок

Потенциал рынка высок

Цена высокая

Прибыль

Убыток

Цена низкая

Убыток

Прибыль

Если потенциал рынка какого-либо товара данной фирмы мал, то высокая цена обеспечит доходность, иначе при малых объемах выпуска производство будет убыточным. Если же потенциал рынка высок, то при высокой цене рынок будет слишком привлекательным для конкурентов, и в конце концов фирма потерпит убытки.

Задача состоит в том, чтобы

○  идентифицировать ситуацию. Потенциал рынка может определяться в денежном выражении. Методы его оценки описаны, например, в [34]. Не вдаваясь в тонкости процесса анкетирования, примем, что если потенциал рынка больше некоторого значения, то он считается высоким, иначе – низким. Цена определяется из внутренних документов фирмы и сравнивается со средней ценой на аналогичные товары у конкурентов. Если цена исследуемой фирмы выше, чем у конкурентов или равна цене конкурентов, то принимается, что цена высокая, иначе – низкая. Таким образом, удобнее перейти к относительным шкалам цены и потенциала рынка. Границей между областями высоких и низких цен будет значение отношения цены товара изучаемой фирмы к средней цене, установленной на аналогичный товар конкурентами, равное единице. Границей областей с высоким и низким рыночным потенциалом – значение отношения потенциала рынка к пороговому значению, равное единице;