Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 15

Некоторые авторы, например [70], выделяют еще одно новое направление развития автоматизации – SIS (strategic information systems – стратегические информационные системы). Оно начало развиваться с конца 1980-х годов [51]. SIS определяется как система, помогающая организации вести конкуренцию.

Следует признать, что это определение носит скорее рекламный характер и нуждается в уточнении.

Сущность SIS заключается в выработке неких принципиально новых подходов, которые значительно влияют на стратегию фирмы. Примерами SIS являются: система учета продажи билетов с помощью компьютерной сети, позволившая повысить качество обслуживания, снизить время обслуживания, оптимизировать расписание; система изготовления учебников на заказ, в которой заказчик может выбрать по главе из разных учебников, формируя изложение материала по своему вкусу, и получает книгу за несколько дней.

В целом, SIS вряд ли можно назвать новой информационной технологией. Это, скорее, подход к поиску новых идей. Со временем эти идеи находят повсеместное применение, и требуются новые поиски. [70] дает и общую методику этих поисков, которая начинается с анализа ситуации по следующим возможным направлениям.

○  Уровень дифференциации товаров данной категории для покупателя. Если он низок, то следует интенсивнее распространять информацию о товаре. Если высок, то следует проводить анализ рынка.

○  Структура каналов распределения. Если каналы одноуровневые, то следует рассмотреть меры по поддержке продаж или по кооперации с розничными торговыми предприятиями. Если многоуровневые – стимулировать продажи. Если имеется долевое участие в области распределения, то следует принимать меры по обеспечению сервисных услуг.

○  Взаимосвязь между потребностями покупателя и товаром. Если она нечеткая, то следует обратить внимание на информированность покупателя, на руководство по эксплуатации.

○  Частота принятия решения о покупке. Если она высокая, то целесообразно построить систему быстрого обслуживания, в противном случае следует принять меры по привлечению покупателей.

○  Частота поставок товаров заказчику. Если она высока, стоит построить систему быстрого выполнения заказов, возможно, с использованием электронной связи.

○  Уровень доступа покупателя к информационным ресурсам. Если он низкий, то необходимо обеспечить руководство пользователя, подключить новые технические средства. Если высокий – строить отношения партнерства.

Далее, обычно методом мозговой атаки, определяется область, где можно построить новую SIS. Оцениваются и сравниваются альтернативные варианты, принимается решение о разработке и проводится разработка и внедрение усовершенствования.

Серьезной проблемой является и обеспечение достоверности информации, используемой для принятия решений с помощью компьютеров. В этой области пройден большой путь, от специально организуемого ввода данных в компьютер и их последующей проверки до широкого использования достоверной информации, собираемой и обрабатываемой на компьютере для других целей, начиная с подготовки документов периодической отчетности.  Большую помощь в сборе информации оказывают сканеры штрих-кодов. Это не только быстрая выписка чеков, но и подробнейший учет продаж по каждому товару. Роль сканеров в маркетинге сравнивается с ролью микроскопа в биологии [56].

Много работ посвящено автоматизации документооборота [1, 6, 33]. Это объясняется тем, что документ – распространенная форма представления самой разнородной информации на предприятии и работа с ним привычна. Кроме того, документ отличается тем, что он заверен подписью, то есть существует лицо, ответственное за его содержание.

Таким образом, компьютерная поддержка принятия решений становится эффективной только при комплексной автоматизации и компьютеризации деятельности предприятия и немыслима без разработки и освоения большого числа разнообразных подходов, методов и программных средств. Многие из них связаны со сбором, хранением, передачей и выборкой данных. В данной работе основное внимание будет уделено определяющему элементу компьютеризации принятия решений – собственно методам принятия решений.