Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 61

6.2.  Системы управления с обратной связью

Теория автоматического управления возникла для управления техническими объектами. Зарождение ее многие авторы относят к эпохе изобретения паровоза. В повседневной жизни простые системы автоматического регулирования[62] встречаются очень часто в различных бытовых приборах. Наибольший рост этой теории приходится на послевоенные годы, когда появились сложные технические системы: ракеты, атомные электростанции. Промышленность также бурно автоматизировалась. В это же время появились работы, посвященные подходу к человеко-машинной системе и к организации как к системе автоматического управления. Действительно, моделирование человека-оператора как элемента системы автоматического управления дает некоторое новое видение проблемы и позволяет понять некоторые аспекты этого поведения и спрогнозировать их.

«Классическая» теория автоматического управления основывается на построении математической модели объекта управления и синтезе такой управляющей системы, которая может обеспечить заданное качество процессов в объекте управления, например, время переходных процессов, их вид, точность совпадения значения выходной величины с желаемым при наличии возмущений.

В экономике этот подход используется пока мало. Это объясняется тем, что мы очень мало знаем об объекте управления – социально-экономических системах. Тем не менее, изучение подхода позволяет по-новому, более четко взглянуть на происходящие в организации процессы и использовать некоторые качественные выводы.

Предполагается, что система управления состоит из объекта управления и управляющей системы, аналогично рис.Рис. 1. На объект действуют переменные во времени возмущения, которые обычно считаются случайными. Они изменяют величину выходного сигнала. Для простоты их можно представить как некоторые величины, добавляемые или вычитаемые из значения выходного параметра. Цель управления заключается в том, чтобы добиться на выходе системы желаемого значения, которое подается на вход управляющей системы. Управление объектом может происходить по следующим принципам.

1.  Управление по возмущению.

Идея метода состоит в том, чтобы измерять возмущения, например, результаты активности конкурентов, уровень инфляции, демографическую ситуацию и учитывать эти данные при управлении организацией (рис.Рис. 24). Теоретически это может дать точное совпадение реальных показателей с желаемыми, но на практике оказывается, что не все возмущения можно точно измерить, а некоторые трудно даже себе представить. Например, обычно трудно оценить и измерить отличия функционирования реальной управляющей системы и объекта управления от их моделей.

Рис. 24.  Управление по возмущению

2.  Системы с обратной связью (замкнутые системы управления). Вид такой системы показан на рис.Рис. 25.

Не вдаваясь в тонкости математического описания подобных систем, можно воспользоваться их результатами для качественных выводов.

○  Обратная связь отрицательна, что необходимо для достижения устойчивости. Если реальное значение прибыли меньше желаемого, принимаются меры к его увеличению, если ситуация обратна – меры к снижению прибыли. Таким образом может быть достигнуто состояние равновесия.

Рис. 25. Система управления с обратной связью

○  Система работоспособна только при наличии отклонений реального значения от желаемого. При условии равенства отклонение равно нулю, и никакого управления не происходит.

○  Путем расчетов нетрудно показать, что для простейшего случая, когда все звенья системы безынерционны, сила управляющего воздействия пропорциональна отклонению и коэффициент пропорциональности[63] очень велик (то есть даже при малых отклонениях принимаются серьезные меры), реальное значение будет близко к желаемому, а эффект возмущений – близок к нулю. Однако на практике это невозможно, так как в каждом звене системы имеется инерционность (измерения, принятие решений и их исполнение происходят за конечное время). В результате при большом коэффициенте передачи возникают колебания. Если поступил сигнал, что прибыль уменьшилась, принимаются серьезные меры по ее увеличению, что приводит к ее увеличению сверх необходимого. Требуется управление с противоположным знаком, что вызывает уменьшение прибыли. Колебания могут стать расходящимися. Техническая система в таких случаях  разрушится, фирма – обанкротится.