Важной концепцией информационных технологий, возникшей в 70‑х годах и не потерявшей своей актуальности и сегодня, является MIS[10]. MIS представляет собой базу данных, систему управления этой базой и программное обеспечение для работы с данными. Главной частью программного обеспечения является система подготовки отчетов, позволяющих быстро получить необходимые данные в заданной форме. Однако уже с начала 70-х годов [55] стало очевидным, что такая система не всегда достаточна для управления различными звеньями предприятия, прежде всего – для принятия стратегических решений. Система стандартных отчетов не обладает для этого достаточной гибкостью. Так, в СССР автоматизация организаций в виде различного рода подсистем АСУ, основанных на базах данных (кадры, канцелярия, бухгалтерия, зарплата, контроль исполнения и др.), охватывала лишь до 15-20% общего объема информации, циркулирующей в организации [5].
Поэтому следующей концепцией стала DSS[11] [55, 66, 74]. В ней в единую систему собраны данные, модели и средства доступа к ним (интерфейс). Наиболее полно структура DSS представлена в [74] (рис.4Рис. 4).
Роль DSS не ограничивается тем, чтобы хранить данные, формировать отчеты, давать информацию. Они призваны улучшить работу использующих знания людей путем применения информационных технологий [72]. DSS делает акцент на работу с информацией для определения целей и принятия решений в организациях. DSS призвана помочь всем работникам, задача которых – работать с информацией.
В работе [66] подчеркивается, что DSS не заменяет человека, а помогает ему.
Рис. 4 . Пирамида DSS
В [55] упоминаются три цели DSS:
○ помочь менеджерам в решении плохо структурированных проблем путем интерактивного доступа к данным и моделям через удобный интерфейс пользователя.
○ поддерживать, а не принимать управленческие решения.
○ улучшать не производительность[12], а скорее полезность[13], путем расширения диапазона и возможностей процесса принятия управленческих решений.
Последнее утверждение носит скорее рекламный, чем научный характер, так как ему удовлетворяет практически любая система автоматизированной обработки информации, которая, ускоряя рутинную работу менеджера, оставляет ему больше времени на размышления о плохо структурированных проблемах [55].
Авторы [55] видят три главных области исследований в направлении DSS:
○ Управление моделями. Информация хранится и обрабатывается не как данные (БД), а как модели (например, линейного программирования, имитационные).
○ Введение знаний экспертов в DSS. Это разработка экспертных систем для поддержки решений (в планировании, аудите) и интеллектуальных систем для конструирования различных типов моделей решений и интерпретации полученных от них результатов.
○ Связь DSS с индивидуальным и групповым поведением. Вначале это были попытки соотнести поведенческие характеристики каждого пользователя DSS с ее эффективным использованием, а теперь центр внимания – использование DSS для интегрирования усилий команд, принимающих решения.
Очевидно, что эти направления будут развиваться и в дальнейшем. Так, достижения в области управления моделями позволят включить новые типы моделей (многозначные логики, логики разрешения и обязанностей). Искусственный интеллект – также плодотворная область для создания DSS и их оценки. Система будет сама помогать пользователю модифицировать ее. Высказываются идеи, что система научится вносить изменения автоматически. Организационные аспекты также будут в центре внимания, особенно при обучении команд, при объединении знаний и при принятии межорганизационных решений.
Как уже отмечалось, в DSS имеются три части: данные, модели, интерфейс. Первая и третья имеют приложения в других областях информатики, так что главное внимание в новых исследованиях уделяется моделям. Следует отметить лишь, что широко используются существующие внутренние и внешние базы данных, локальные и глобальные сети передачи информации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.