Таким образом, система менеджмента является разновидностью системы управления общего вида, хотя и имеет свои особенности.
В частности, цели организации имеют сложную структуру. Цели задают важнейшие направления развития организации и определяются руководством или экспертами. На их выбор влияет ситуация, внутренняя культура организации, мировоззрение, система ценностей владельцев предприятия, его руководителей и работников. Цели могут быть выбраны и неправильно.
Миссия организации – основная общая цель организации, причина ее существования. Например, миссия отражена в названии фирмы Фольксваген (народный автомобиль). Миссия определяется видом деятельности, формой собственности, ценностной ориентацией собственников, руководителей и т. п.
Из миссии вытекают:
○ задачи деятельности организации,
○ ее взаимодействие с внешней средой,
○ характер внутреннего устройства.
Согласно [15], цели могут быть:
○ стратегические, связанные с выбором наиболее общих направлений развития;
○ тактические, обеспечивающие достижение стратегических целей.
○ траекторные, задающие общее направление развития (например, увеличивать долю рынка) или последовательность желаемых состояний во времени (например, увеличивать долю рынка равномерно на 5% в год);
○ точечные, отражающие желаемое значение одного или нескольких показателей (например, выпустить до конца текущего календарного года 1000 единиц готовой продукции).
Цели делятся по уровням. Все цели нулевого уровня увязываются с миссией. Если цель нулевого уровня – обеспечить конкурентоспособность продукции, то для ее достижения требуется достичь несколько целей первого уровня (реструктурировать производство, повысить квалификацию персонала, внедрить новые технологии). Далее появляются цели третьего уровня и т. п. В итоге образуется дерево целей.
Различают также взаимно нейтральные, кооперирующиеся и конкурирующие (например, за инвестиции) цели.
Цель организации должна иметь следующие черты:
○ комплексность – охват различных аспектов (качество, количество, цена);
○ системность – учет всех элементов системы управления;
○ достижимость;
○ конкретность – за целью должны просматриваться мероприятия по ее реализации;
○ гибкость – при изменении ситуации цель должна меняться;
○ приемлемость для собственников, работников, потребителей.
Определив весомость подцелей, можно задать приоритеты по времени и распределение средств между конкурирующими целями.
Управление в организации это процесс, или некоторый набор функций, реализуемых в определенном порядке. В него входят: планирование, организация, активизация, координация, контроль [12].
Планирование – выработка программы действий по формированию производственной системы или по поддержанию ее эффективного существования.
Программа действий включает в себя:
· описание конечной цели;
· руководящую линию поведения;
· этапы достижения цели;
· используемые при этом средства.
Организация – обеспечение предприятия всем необходимым для его благополучного функционирования: сырьем, оборудованием, деньгами, персоналом и т. п.
Активизация – выдача распоряжений для того, чтобы производственная система начала функционировать.
Координация – согласование деятельности всех участников процесса таким образом, чтобы улучшить функционирование предприятия и обеспечить его успех.
Контроль – проверка соответствия реальной ситуации и процессов на предприятии установленным организационным принципам и выданным распоряжениям. Его цель – выявление допущенных ошибок с целью исправления и избежания их повторения в дальнейшем. Контроль применяется ко всему: к материальным объектам, действиям, людям.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.