Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 3

Таким образом, система менеджмента является разновидностью системы управления общего вида, хотя и имеет свои особенности.

В частности, цели организации имеют сложную структуру. Цели задают важнейшие направления развития организации и определяются руководством или экспертами. На их выбор влияет ситуация, внутренняя культура организации, мировоззрение, система ценностей владельцев предприятия, его руководителей и работников. Цели могут быть выбраны и неправильно.

Миссия организации – основная общая цель организации, причина ее существования. Например, миссия отражена в названии фирмы Фольксваген (народный автомобиль). Миссия определяется видом деятельности, формой собственности, ценностной ориентацией собственников, руководителей и т. п.

Из миссии вытекают:

○  задачи деятельности организации,

○  ее взаимодействие с внешней средой,

○  характер внутреннего устройства.

Согласно [15], цели могут быть:

○  стратегические, связанные с выбором наиболее общих направлений развития;

○  тактические, обеспечивающие достижение стратегических целей.

○  траекторные, задающие общее направление развития (например, увеличивать долю рынка) или последовательность желаемых состояний во времени (например, увеличивать долю рынка равномерно на 5% в год);

○  точечные, отражающие желаемое значение одного или нескольких показателей (например, выпустить до конца текущего календарного года 1000 единиц готовой продукции).

Цели делятся по уровням. Все цели нулевого уровня увязываются с миссией. Если цель нулевого уровня – обеспечить конкурентоспособность продукции, то для ее достижения требуется достичь несколько целей первого уровня (реструктурировать производство, повысить квалификацию персонала, внедрить новые технологии). Далее появляются цели третьего уровня и т. п. В итоге образуется дерево целей.

Различают также взаимно нейтральные, кооперирующиеся и конкурирующие (например, за инвестиции) цели.

Цель организации должна иметь следующие черты:

○  комплексность – охват различных аспектов (качество, количество, цена);

○  системность – учет всех элементов системы управления;

○  достижимость;

○  конкретность – за целью должны просматриваться мероприятия по ее реализации;

○  гибкость – при изменении ситуации цель должна меняться;

○  приемлемость для собственников, работников, потребителей.

Определив весомость подцелей, можно задать приоритеты по времени и распределение средств между конкурирующими целями.

Управление в организации это процесс, или некоторый набор функций, реализуемых в определенном порядке. В него входят: планирование, организация, активизация, координация, контроль [12].

Планирование – выработка программы действий по формированию производственной системы или по поддержанию ее эффективного существования.

Программа действий включает в себя:

·  описание конечной цели;

·  руководящую линию поведения;

·  этапы достижения цели;

·  используемые при этом средства.

Организация – обеспечение предприятия всем необходимым для его благополучного функционирования: сырьем, оборудованием, деньгами, персоналом и т. п.

Активизация – выдача распоряжений для того, чтобы производственная система начала функционировать.

Координация – согласование деятельности всех участников процесса таким образом, чтобы улучшить функционирование предприятия и обеспечить его успех.

Контроль – проверка соответствия реальной ситуации и процессов на предприятии установленным организационным принципам и выданным распоряжениям. Его цель – выявление допущенных ошибок с целью исправления и избежания их повторения в дальнейшем. Контроль применяется ко всему: к материальным объектам, действиям, людям.