Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 8

Виды анализа рассмотрены в [23].

1.  При постановке задачи:

○  вариантный (что будет, если);

○  параметрический (решение при различных значениях некоторого параметра);

○  структурный (при различной структуре ограничений);

○  многокритериальный (по разным целевым функциям);

○  при условных исходных данных (если исходные данные сами зависят от дополнительных условий);

○  решение по заказу (что надо, чтобы). Используются конкретные исходные данные.

2.  После получения решения:

○  анализ решения (почему нет решения, как оно зависит от неточностей в определении параметров);

○  анализ устойчивости (насколько сильно повлияет на решение изменение параметров задачи);

○  анализ пределов (в каких пределах сохраняется структура оптимального решения).

2. Методы, используемые при принятии решений

Для принятия решений используется огромное количество методов. В данной работе приводятся наиболее известные из них с целью показать структуру инструментария, применяемого для принятия решений, и перспектив развития новых методов.

2.1.  Классификация методов и их краткая характеристика

1.  Математические методы. Их отличие от других состоит в том, что их применение, достижимость и оптимальность результата строго доказаны. Считается, что наука достигает зрелости тогда, когда в ее рамках разрабатывается математический аппарат. В теории принятия решений такой аппарат достаточно развит. Математические методы можно подразделить на следующие типы.

1.1.  Аналитические методы поиска экстремума. Если решение сводится к определению набора значений параметров (величина средств, выделяемых на рекламу, размер затрат на совершенствование производства и др.), дающего наилучшее значение критерия (например, максимум прибыли), то принятие решения сводится к задаче поиска экстремума функции. Известно, что если действительная функция z хотя бы дважды дифференцируема, можно найти ее экстремум: он находится в точке, где первая производная равна нулю и является максимумом, если вторая производная в этой точке отрицательна и минимумом, если вторая производная положительна. Метод множителей Лагранжа позволяет найти экстремум при наличии дополнительных условий.

1.2.  Общие численные методы. Если явное дифференцирование затруднено или невозможно, то экстремумы находятся при помощи последовательного применения метода проб. Для этого существует ряд алгоритмов: чисто случайный поиск; метод случайных возмущений; градиентные методы, осуществляющие движение от произвольно выбранной начальной точки к экстремуму и др. Однако все эти методы также требуют определенных свойств целевой функции.

Существуют специальные численные методы для решения задач определенного вида, учитывающие и использующие их особенности.

1.3.  Исследование операций. Это научная дисциплина, занимающаяся разработкой и практическим применением методов наиболее эффективного управления различными организационными системами. Главная цель дисциплины – количественное обоснование принятия управленческих решений.

Операция – любое управленческое мероприятие, направленное на достижение цели.

Результат операции зависит от некоторых параметров. Любой набор значений параметров называется решением. Оптимальное решение предпочтительнее других по тем или иным соображениям. Для поиска оптимального решения строится математическая модель – достаточно точное описание операции с помощью математического аппарата.

Эффективность операции – степень приспособленности к решению поставленной задачи. Количественно выражается в виде критерия.

Общая постановка задачи исследования операций выглядит следующим образом.

Дано:

○  постоянные факторы (условия) a1 ….. an. На них влиять нельзя;