Можно было бы пройтись по каждому из многочисленных контуров обратных связей, однако уже продемонстрировано, что вначале процессы не очень интенсивны, затем переменные изменяются быстрее, а потом их изменение снова замедляется. А контуры обратных связей только усиливают эти явления. Таким образом, налицо предпосылки жизненного цикла товара традиционной колоколообразной формы.
Теперь, поняв общие принципы функционирования модели, можно решить и поставленную задачу. Если затраты на рекламу велики, то число покупателей, знающих о товаре, быстро растет. Это приводит к увеличению числа покупок. Таким образом, продажи товара имеют высокий, но быстро заканчивающийся всплеск. При этом продается преимущественно товар той фирмы, которая дает более интенсивную рекламу.
Общий вывод из анализа поведения системы гласит, что если фирма выделяет много средств на рекламу, то продажи товара этой фирмы велики, но длится это недолго. Если же давать мало средств на рекламу, то большого всплеска не будет, но другая фирма продаст больше единиц товара.
Распределение затрат на рекламу по времени с помощью построенной модели делать затруднительно, так как она всего лишь качественная. Но построенная модель позволила определить вид процесса и взаимосвязи между переменными модели.
Предпосылкой использования данной модели является то, что в когнитивной модели выявились переменные потоков (например, число покупок) и уровней (например, количество товара у покупателей). На основе перечисления переменных, приведенных в предыдущем пункте, можно построить модель резервуаров, соединенных потоками. Она показана на рис. Рис. 32.
Рис. 32. Модель резервуаров, соединенных потоками
Прежде всего, при сравнении с рис. Рис. 31 видно, что рис. Рис. 32 гораздо легче читается. К сожалению, это достоинство не столь заметно в сложных системах, модель которых представляет собой большое количество узлов-уровней, узлов-управляющих переменных, соединенных двумя типами связей[74].
Модели на рис. Рис. 32 отличается от моделей, описанных в теоретическом разделе, тем, что в ней отсутствуют истоки и стоки. Согласно исходным допущениям, население постоянно, поэтому в данной модели притока и оттока населения нет. Еще одно допущение состоит в том, что товар не выходит из строя, что делает ненужным сток.
В этой модели хорошо видны:
○ обозначаемые двойными стрелками материальные потоки от одного «резервуара» к другому (в данном случае это переход людей из категории не знающих о товаре в категорию знающих о товаре определенной фирмы, но не имеющих его, а затем – в категорию имеющих товар одной из фирм); смысл переменных, например, переменной знающие виден с первого взгляда;
○ обозначаемые одиночными стрелками в виде дуг управляющие связи: от каких переменных зависит скорость потоков; к сожалению, вид зависимости не определяется в рамках данной нотации, но рис. Рис. 32 представляет собой очень удобный шаг к построению дифференциальных уравнений.
По рисунку можно сделать вывод о том, что если не усилить поток к покупателям, знающим о фирме 1, можно «упустить» потенциальных покупателей: они «перетекут» в категорию покупателей, знающих о товаре фирмы 2, и будут потеряны для фирмы 1.
Рисунок указывает и то, от каких переменных это зависит (от количества имеющих товар, от распространения слухов, от затрат на рекламу). Вывод из рисунка заключается в важности управления рекламными затратами.
Если же ввести дополнительное указание на знак управляющей связи (рис. Рис. 33), то можно будет сделать дополнительные заключения.
Для увеличения скорости роста покупателей, знающих о товаре некоторой фирмы, ей требуется увеличивать затраты на рекламу.
По мере роста количества покупателей, имеющих товар некоторой фирмы, скорость роста покупателей, знающих о товаре, растет (за счет слухов). Но из-за уменьшения количества людей, не знающих о товаре, эта скорость со временем снижается.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.