Вагоны метрополитена. Конструирование вагонов головной модели 81-553.3 промежуточной 81-554.3 и прицепной модели 81-555.3 и разработка конструкторской документации, страница 91

При ремонте покрытия на горизонтальной поверхности стеклоткань укладывают в сухом виде и пропитывают связующим на месте с помощью торцовочных кистей или шпателей из листового полиэтилена. На вертикальных и потолочных поверхностях рекомендуется применять стеклоткань, предварительно пропитанную связующим. Каждый последующий слой стеклоткани должен перекрывать предыдущий на 40—50 мм. При укладке каждого последующего слоя стеклоткани следует обращать внимание на плотное прилегание краев стеклоткани к стеклопластику по периметру участка. Для этого рекомендуется после разравнивания и пропитки уложенного слоя стеклоткани дополнительно промазать края полотнища связующим и вновь тщательно простучать их кистью.

Во избежание образования поверхностной липкости стеклопластика на основе полиэфирной смолы отремонтированную поверхность покрывают сухой стеклотканью, которую промазывают жидким стеклом. Через 2—5 ч слой стеклоткани, промазанный жидким стеклом, удаляют. Поверхность стеклопластика должна быть совершенно твердой, пригодной для проведения последующих работ (механической обработки и окраски).

В доступных местах желательно обжать наформованный стеклопластик, создав давление 0,01—0,02 МПа (особенно при ремонте покрытия на днище).

После окончания наформовки стеклопластика необходимо в течение 14 суток поддерживать вокруг отремонтированного участка температуру 18—22 °С и относительную влажность воздуха не выше 65 %. Можно выдержать отремонтированный участок в указанных условиях в течение 24 часов, а затем прогревать его в течение 6 ч до температуры 80 °С (эпоксидный стеклопластик) или в течение 2 ч до 60 °С либо 10 ч до 40 °С (стеклопластик на основе полиэфирной смолы).

При ремонте покрытия из стеклопластика на основе ненасыщенной полиэфирной смолы ПН-1 в заводских условиях (в закрытом помещении) в качестве связующего употребляют ту же смолу. При ее отсутствии в качестве связующего используют эпоксидные компаунды. При ремонте деталей забортной арматуры следует применять только эпоксидные связующие.

Технология нанесения защитного покрытия из стеклопластика на ремонтируемые участки такая же, как и при оклейке корпуса судна.

Глава  11 БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА

§ 11.1. Основные положения по безопасности труда .    и его охране

Под требованиями безопасности труда подразумеваются требования, установленные законодательными актами, нормативно-технологической документацией, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасность тр.уда.

Вопросы безопасности труда тесно связаны с вопросами его охраны. Охрана труда — система законодательных социально-экономических, технических, санитарно-гигиенических и организационных мероприятий, гарантирующих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда.

Создание нормальных условий труда заключается в обеспечении благоприятной обстановки на рабочем месте: устранении тяжелых физических работ, опасных и вредных производственных факторов, снижении монотонности труда, нервной напряженности работающих и т. п. Улучшение условий труда способствует: сохранению и укреплению здоровья трудящихся; сокращению производственного травматизма, профессиональной и производственно обусловленной общей заболеваемости; длительному поддержанию работоспособности человека на высоком уровне, ее скорейшему восстановлению; росту удовлетворенности трудом, трудовой и общественной творческой активности; всестороннему улучшению использования, стабилизации и повышению квалификации кадров; увеличению и более рациональному расходу фонда рабочего времени; улучшению психологического климата в коллективе; повышению производительности труда.

В статье 21 Конституции СССР, принятой в 1977 г., записано: «Государство заботится об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства».

Судостроение характеризуется неблагоприятными условиями труда, наличием опасных и вредных факторов, приводящих к производственным травмам, общей и профессиональной заболеваемости, наиболее общими и типичными из которых являются:

— работа в помещениях с вредными химическими выделениями (стирола, толуола, эпихлоргидрина)  и, как следствие этого, подверженность   работающих   заболеванию   экземами,   силикозами и другими профессиональными болезнями.

— необходимость пользоваться сходнями, лестницами, трапами в цехах, на построечных местах, при достройке и ремонте вагонов, в результате чего повышается опасность падения с высоты и получения тяжелых травм;

— большой объем погрузочно-разгрузочных и транспортных работ, а также складирования готовых материалов и изделий, что может привести к значительному числу несчастных случаев с работающими, а также с находящимися в местах подъемно-транспортных операций людьми;

— значительный объем работ, производимых в замкнутых и труднодоступных судовых отсеках и помещениях, что приводит к неудобным при работе положениям тела, вызывает дополнительные физические нагрузки и преждевременную усталость, ослабляет внимание и повышает опасность для работающих; условия труда таковы, что работающие подвергаются одновременному воздействию различных опасных и вредных производственных факторов — физических, химических, биологических и психофизиологических; это увеличивает опасность производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

К числу основных физических опасных и вредных производственных факторов пластмассового судостроения относятся:

— вредные выделения, происходящие при приготовлении связующего и в процессе его нанесения и полимеризации;

— повышенная запыленность и загазованность воздуха;

— повышенная или пониженная температура конструкций корпуса и поверхностей оборудования;

— повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

— движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, перемещаемые изделия и заготовки;