Вагоны метрополитена. Конструирование вагонов головной модели 81-553.3 промежуточной 81-554.3 и прицепной модели 81-555.3 и разработка конструкторской документации, страница 85

В задачи организации труда непосредственно на предприятии входят:

— обеспечение производства рабочей силой в соответствии с плановым заданием;

— подготовка и переподготовка кадров применительно к конкретным требованиям данного производства;

— обеспечение рациональных трудовых процессов;

— улучшение организации рабочих мест и их обслуживания;

— обеспечение благоприятных санитарно-гигиенических, физиологических, эстетических условий труда;

— соблюдение требований безопасности труда;

— введение рациональных графиков работы,  режимов труда

•и отдыха работников на производстве;

— организация нормирования и стимулирующих форм оплаты .труда;

— развитие коммунистического отношения к труду на основе

•еоцсоревнования, укрепления дисциплины труда;

— строгое соблюдение требований к качеству продукции;

— бережное отношение к оборудованию, средствам механизации, инструменту;

— экономное использование сырья и материалов. В    пластмассовом    производстве    судостроительных    заводов I принята   бригадная   система   организации  труда,   когда   рабочие | объединяются в бригады по 2—15 чел. в большинстве случаев по специальностям. Во главе бригады стоит бригадир, который в отличие  от мастера сам  принимает участие в выполнении работ.

Бригады в отдельных случаях могут быть комплексными, т. е. с рабочими разных специальностей, например формовщиками, сборщиками, проверщиками. В этом случае бригады получают определенный объем работ, который они выполняют комплексно — полностью. В таких бригадах не возникает недоразумений между рабочими отдельных специальностей по объемам производимых работ, так как бригада целиком отвечает за весь их объем и качество.

Дальнейшим совершенствованием организации труда, направленным на повышение его производительности, сокращения срока выполнения работ, повышения их качества является новая форма организации труда — так называемый бригадный подряд. Эта форма организации труда впервые была применена в строительстве. Она была предложена Героем Социалистического Труда Злобиным Н. А. и часто носит название метода Злобина. Ее существо заключается в том, что создаются комплексные бригады, способные без посторонней помощи выполнить определенный объем работ, который дается на выполнение комплексной бригаде в виде подряда. Под подрядом подразумевается объем законченных работ, производимых в заранее установленный срок при необходимом качестве и определенном фонде заработной платы. Такая система организации работ стимулирует работников на ускоренное выполнение работ, так как повышает их материальную заинтересованность.

В настоящее время бригадный подряд находит применение в судостроении и, в частности, при изготовлении конструкций из стеклопластика.

Организация работ при механизированном изготовлении конструкций отличается от применяемой при ручном изготовлении. Основным отличием является то, что при механизированном изготовлении вся работа подчиняется ритму работы установки, которая изготовляет узлы, элементы и конструкции в целом. Установкой управляет ее машинист — в большинстве случаев бригадир. Кроме машиниста имеются вспомогательные рабочие, выполняющие операции, связанные с процессами, которые по тем или иным причинам либо невозможно, либо нерационально механизировать или автоматизировать. К таким операциям относятся: при изготовлении плоских полотнищ и полотнищ малой кривизны с помощью настилочных машин — закрепление стеклоткани на границах полотнищ, подача связующего в установку, подготовка стеклоармирующего материала и его подача на установку, извлечение готового изделия; при методе прессования — подача смолы, стеклоткани и укладка стеклоткани в форму; при методе намотки — установка бобин на штатные места, подача смолы, закрепление нитей, снятие изделия с оснастки; при методе протяжки —  установка бобин на штатные места, подача смолы, закрепление ровницы в машине, съем изделий с рольгангов машины. Эти операции являются трудоемкими и все попытки механизировать их до настоящего времени не привели к успеху. Следует учитывать, что:

|-: механизация этих операций экономически нецелесообразна, но необходима из-за тяжелых условий, в которых они  производятся.

§ 8.3. Экономическая эффективность пластмассового производства

Экономическая   эффективность  от   применения   любых   нетрадиционных материалов, в том числе и пластической массы, складывается из двух частей: экономической эффективности в сфере     производства и экономической эффективности в сфере эксплуатации.

Рис. 42. Стоимость постройки и эксплуатации вагонов из дерева (1), стали (2) и стеклопластика

Ввиду значительной разницы в затратах на приобретение стали, легких сплавов, титана и компонентов пластических материалов стоимость изготовления корпуса судна из стали в большинстве случаев ниже, чем из стеклопластика или легких сплавов. Расходы на изготовление корпуса судна из титана всегда выше затрат на производство корпуса судна из стеклопластика. Затраты на постройку корпусов судов из дерева приблизительно равны расходам на постройку корпусов судов из стеклопластика.

Экономические подсчеты показывают, что стоимость эксплуатации (обслуживания и текущего ремонта) корпусов судов из стеклопластика значительно ниже, чем корпусов судов из других материалов, что объясняется гниением древесины и коррозией металлов. Затраты на эксплуатацию и ремонт корпуса судна из дерева в течение 5 лет равны расходам на изготовление нового корпуса. Стоимость эксплуатации и ремонта корпуса судна из стали в течение 12 лет равны затратам на производство нового корпуса. Расходы на эксплуатацию и ремонт корпуса судна из стеклопластика в течение 25 лет равны стоимости нового корпуса.

Из приведенных цифр и графика, представленного на рис. 42, видно, что затраты на постройку, эксплуатацию и ремонт корпусов судов из стеклопластика всегда ниже, чем такие же затраты для металлического корпуса, не говоря уже о деревянном. При эксплуатации корпусов судов из стеклопластика ввиду отсутствия у него коррозии частота постановки судна в док и время  пребывания в нем по сравнению с другими вагонами снижаются в несколько раз, и поэтому срок пребывания вагона с корпусом из стеклопластика в эксплуатации также значительно больше. Все эти преимущества привели к тому, что корпуса вагонов из стеклопластика водоизмещением до 200 т нашли широкое распространение.