Отклонение замеренной толщины покрытия от проектной допускается в большую сторону не более чем на 15 % и в меньшую — не более чем на 5 %.
Толщину стеклопластика, нанесенного на деревянные конструкции, контролируют по количеству слоев стеклоткани.
При выявлении внутренних дефектов (расслоений, непроклеев и т. д.) выбираются контролируемые участки из расчета не менее 0,5 м2 контролируемой площади на каждые 5,0 м2 оклеенной поверхности.
Контроль качества оклейки производится с помощью акустических импедансных дефектоскопов, которые позволяют определять дефекты (непроклеи) диаметром 5 мм и более при толщине стеклопластика, наклеенного на металлический и деревянный корпус судна, не более 5 мм. Результаты контроля качества оклейки стеклопластиком корпуса судна отображаются в соответствующих дефектограммах контроля.
При обнаружении расслоений в покрытии или непроклеев между покрытием и корпусом, более допускаемых, покрытие на де190
дефектном участке удаляют, место под ним зачищают и наносят покрытие заново.
Проверку прочности сцепления стеклопластика с древесиной производят на образцах-свидетелях методом отрыва и сдвига.
§ 10.7. Ремонт защитного покрытия из стеклопластика
Повреждения защитного покрытия из стеклопластика, возникшие в результате механических или каких-либо других воздействий, устраняются в процессе эксплуатации силами команды судна или при ремонте в заводских условиях. Ремонт покрытия в надводной части корпуса может производиться на плаву, а в подводной части корпуса — при подъеме вагона на стенку или доко-, вании.
Для ремонта защитного слоя стеклопластика применяют в качестве связующих эпоксидный компаунд К-П5 или ненасыщенную полиэфирную смолу ПН-609-21М, в качестве армирующего материала стеклоткань типа СЭ-0-1.
Все ремонтные работы, связанные с использованием полиэфирной смолы и эпоксидного компаунда К-Н5, следует производить при температуре воздуха 16—22 °С и относительной влажности воздуха не более 65 %.
Небольшие повреждения стеклопластикового покрытия (площадью 1—2 м2) могут быть устранены силами команды судна, причем в качестве связующего при этом рекомендуется применять эпоксидный компаунд К.-И5. Большие или многочисленные повреждения стеклопластика устраняют в заводских условиях с привлечением квалифицированных рабочих и использованием камер искусственного микроклимата или других устройств (кессонов, шатров), создающих необходимые условия для отверждения стеклопластика. Камеры микроклимата или устройства должны быть обеспечены отоплением, приточно-вытяжной вентиляцией, электрическим освещением, сжатым воздухом.
Если при устранении небольших повреждений не могут быть обеспечены оптимальные температурно-влажностные режимы, ремонтировать защитное покрытие можно в условиях пониженных температур (0—15 °С) и повышенной относительной влажности (до 90 %). В этом случае в качестве связующего используют ненасыщенную полиэфирную смолу ПН-609-21М.
Ремонт покрытия разрешается осуществлять либо на открытых рабочих площадках при условии, что они защищены от воздействия атмосферных осадков, либо в закрытом помещении. При ремонте защитного покрытия необходимо обеспечить безопасные условия труда и пожарную безопасность. Перед ремонтом поверхность корпуса на расстоянии 200—300 мм вокруг поврежденного района, подлежащего ремонту, очищают от грязи, горюче-смазочных материалов и краски механическим путем (пневмомашинками, скребками, шкуркой и др.). Куски поврежденного и отслоившегося стеклопластика, а также отделившиеся слои стеклоткани удаляются.
Древесину обшивки (при повреждении стеклопластика до древесины) и поверхность стеклопластика на расстоянии 200—300 мм вокруг зачищенного участка просушивают до влажности не более 14—16 %. Перед началом сушки древесины, чтобы ликвидировать фильтрацию воды изнутри корпуса, необходимо удалить скопление воды в трюмах, устранить течь. Летом сушку древесины лучше всего производить в естественных условиях, а в остальные времена года — сухим теплым воздухом с температурой 40— 60 °С. Для ускорения процесса сушки можно применить подогрев древесины с помощью ламп накаливания, рефлекторов, калориферов и т. п., не допуская растрескивания древесины. Влажность древесины необходимо контролировать приборами, например электровлагомером ЭВА-6-100.
После сушки поверхность древесины и стеклопластика вокруг поврежденного участка зачищают с плавным переходом от стеклопластикового покрытия к корпусу. Образовавшуюся при этом пыль удаляют пылесосом и протирают поверхности чистой ветошью или мягкой волосяной щеткой.
Выбоины в древесине обшивки и головках металлического крепежа (после обезжиривания) зашпаклевывают эпоксидной шпаклевочной массой.
Подготовленную поверхность во избежание загрязнений и увлажнения укрывают брезентом, синтетической пленкой и т. п.
При подготовке поверхности металлических выступающих частей, поверхность вокруг участка, подлежащего ремонту, очищают от грязи и краски, поврежденный стеклопластик удаляют, а стеклопластик вокруг ремонтируемого участка просушивают до влажности не выше 14 %. Металлическую поверхность деталей, подлежащую оклейке, зачищают до металлического блеска, обезжиривают бензином, а неровности, выбоины и другие дефекты зашпаклевывают эпоксидной шпаклевочной массой. После отверждения шпаклевки зашпатлеванные участки зачищают, образовавшуюся пыль удаляют и подготовленную поверхность укрывают брезентом.
Стеклоткань раскраивают в соответствии с размерами и формой ремонтируемого участка с небольшим припуском, который обрезается по месту.
Перед укладкой первого слоя стеклоткани на поверхность металлических выступающих частей следует наносить только один слой связующего.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.