Вагоны метрополитена. Конструирование вагонов головной модели 81-553.3 промежуточной 81-554.3 и прицепной модели 81-555.3 и разработка конструкторской документации, страница 81

Испытания обдувом струей сжатого воздуха проводят при давлении в шланге не менее 0,4 МПа и температуре воздуха не менее 5°С. На конце шланга установлен ниппель с запорным вентилем. Проверку непроницаемости производят обдувом конструкций при расстоянии от испытуемого места до ниппеля не более 100 мм. Обратную сторону конструкции промазывают кистью с мыльным раствором. Дефекты обнаруживают по пузырькам.

Методами налива воды или надува сжатым воздухом испытывают следующие отсеки:

— расположенные ниже ватерлинии;

— обеспечивающие непотопляемость;

— заполненные во  время эксплуатации  жидкостью. Все   остальные   отсеки   испытывают   обдувом   струей сжатого воздуха.

Испытание отсеков на водонепроницаемость методом налива воды проводят после окончания всех сборочных и приформовочных работ, после установки всех дельных вещей, донной и забортной арматуры, переборочных стаканов, и сальников, всех деталей насыщения, которые крепятся на непроницаемых корпусных конструкциях.

До заполнения отсека водой производят предварительный надув отсека сжатым воздухом (под давлением 0,002 МПа) для обнаружения случайных отверстий, плохо поставленных заглушек и других небрежностей.

Отсек заполняют водой с помощью резиновых или брезентовых шлангов. Для создания напора следует устанавливать напорную трубу диаметром не менее 50 мм. Наблюдение за давлением осуществляют визуально по уровню в трубе или по манометру.

Испытания производят при температуре окружающего воздуха не ниже 5°С. Продолжительность выдержки отсеков под давлением устанавливается схемой конструкторского бюро в пределах 2—24 ч.

Отсек считается непроницаемым, если на контролируемых поверхностях, соединениях и деталях корпуса не появляется увлажнений, а уровень воды в напорной трубе не понижается.

Дефекты, обнаруженные визуальным осмотром при испытании корпуса, отмечают краской и подлежат устранению, а отсеки — повторному испытанию.

До испытания отсеков на непроницаемость надувом сжатым воздухом необходимо тщательно задраить все двери, горловины и т. п., закрыть все отверстия. Величина давления сжатого воздуха принимается в зависимости от назначения отсека от 0,002 до 0,02 МПа. Для контроля за давлением воздуха в отсеке устанавливают два манометра: рабочий и контрольный. В целях предотвращения чрезмерного повышения давления в отсеке при испытании обязательно наличие предохранительного клапана или водяного затвора.

Заполнение отсека сжатым воздухом производят от заводской магистрали с помощью резиновых шлангов для давления до 1 МПа при температуре воздуха не менее 5°С. При достижении требуемого давления (по показаниям двух манометров) подача воздуха прекращается.

Контролируемые поверхности и места промазывают с помощью кистей мыльным раствором, при этом вертикальные соединения проверяют снизу вверх, чтобы стекающая пена не мешала осмотру. Дефекты определяют визуальным осмотром по мыльным пузырькам.

Отсек считается непроницаемым, если давление воздуха не падает в течение 1 ч более, чем это установлено нормами, и при визуальном осмотре пузырьков не обнаружено. После устранения дефектов испытания повторяют.

При испытаниях надувом сжатым воздухом или обдувом струей необходимо строго соблюдать правила безопасности труда.

До  начала  испытаний  отсека  следует проделать следующее:

— проверить соответствие чертежам выполненных сборочных и приформовочных работ, установки и приформовки деталей насыщения;

— осмотреть все соединения и приформовки и устранить обнаруженные дефекты;

— очистить отсек от мусора, обрезков стеклоткани и стеклопластика;

— убрать временные крепления и сборочные приспособления;

— проверить наличие отверстия (палубного стакана, штуцера я т. п.) в верхней части отсека для обеспечения выхода воздуха при испытании отсека наливом воды;

— проверить установку дополнительных кильблоков под отсеки, испытываемые наливом воды;

— сдать подготовленный под испытание отсек контрольному мастеру ОТКОтсеки до испытаний не окрашивают. Не допускается одновременное испытание двух смежных отсеков. До начала испытаний все двери, крышки люков и горловины необходимо задраить. На патрубках и стаканах должна быть установлена штатная запорная арматура.

§ 7.12. Испытания вагонов на прочность

Чтобы убедиться в прочности изготовленного из стеклопластика корпуса вагона,

№ 553.3.7.00.00.000, 554.3.7.00.00.000 или 555.3.7.00.00.000, проводят его испытания на статические и динамические нагрузки. Для таких вагонов, как прогулочные лодки, небольшие прогулочные и служебные катера, яхты и небольшие рабочие лодки, этим испытаниям подвергаются только головные образцы. Виды и нормы испытаний |спасательных шлюпок и катеров на динамические и статические нагрузки регламентируются определенными требованиями Регистра СССР. Корпуса катеров и шлюпок внутреннего плавания испытывают по методике, разрабатываемой проектантом.

Перед статистическими испытаниями прочности и жесткости определяют массу, длину, ширину и высоту борта корпуса. Для испытаний шлюпку устанавливают на два кильблока, "расположенных в плоскости шлюпочных гаков, или подвешивают на шлюпочных гаках. (Предпочтительнее подвешивание на гаках, так как в этом случае воспроизводятся действительные эксплуатационные условия и, кроме того, одновременно с испытанием прочности и жесткости корпуса проверяется прочность гаков и их закрепление.) В таком положении замеряют начальные значения высот килевой линии на миделе и у кильблоков. Затем шлюпку загружают твердым балластом пропорционально массе людей, оборудования и снабжения, находящихся в ней при обычном спуске на воду. Центр тяжести грузов, заменяющих массу людей, должен быть поднят на 305 мм над сиденьями (при этом проверяется точность расположения гаков на одной высоте).

Общая масса балласта равна массе людей и снабжения плюс 25 % от суммарной массы шлюпки с людьми, оборудованием и снабжением. Под такой нагрузкой шлюпку выдерживают в течение 20 мин, при этом измеряют прогиб шлюпки и изменение ширины на миделе. Стрелка прогиба киля под нагрузкой не должна превышать '/4оо длины шлюпки. Через 24 ч после разгрузки шлюпки замеряют величины остаточных деформаций, которые не должны быть более 0,1 % первоначальных длины и ширины. Стрелка остаточного прогиба не должна превышать 10 % от максимального прогиба при нагрузке.