Вагоны метрополитена. Конструирование вагонов головной модели 81-553.3 промежуточной 81-554.3 и прицепной модели 81-555.3 и разработка конструкторской документации, страница 75

Надежность изделия или конструкции — способность сохранять заданные при проектировании и изготовлении свойства (технические характеристики) в период длительных сроков их эксплуатации. Надежность — комплексное свойство, которое в зависимости от качества изделия и условий его эксплуатации включает долговечность, безопасность в работе и ремонтопригодность. Основное понятие, используемое в теории надежности, — понятие отказа, т. е. утраты работоспособности, наступающее либо внезапно, либо постепенно. Практически, отказ — это остановка двигателя во время работы, повреждение корпуса судна или его отдельных механизмов и т. п., вынуждающие прекратить его эксплуатацию.

Долговечность изделия или конструкции — свойство изделия или конструкции сохранять работоспособность до предельного состояния при условии проведения необходимых мероприятий по их техническому обслуживанию. Предельное состояние изделия определяется в зависимости от его качества и конструктивных особенностей и условий эксплуатации. Предельное состояние для неремонтируемых изделий совпадает с отказом от работы. Предельное состояние для ремонтируемых изделий определяется неэффективностью их дальнейшей эксплуатации из-за старения и частых отказов или увеличения затрат на ремонт. В некоторых случаях критерием предельного состояния ремонтируемых изделий может быть нарушение требований безопасности. Предельное состояние может также определяться так называемым моральным старением, т. е. несоответствием заложенных параметров при проектировании и изготовлении требованиям современного технического прогресса и условиям интенсификации производства.

Одним из факторов существенного влияния на качество продукции, темпы развития и уровень производства является стандартизация, под которой подразумевается процесс разработки, оформления и применения стандартов — документов, устанавливающих комплекс норм, требований и правил к объекту стандартизации. Объектом стандартизации может быть изделие, конструкция технологический процесс, инструкция по эксплуатации и т. п. Например, стандарт на технологический процесс изготовления конструкций из стеклопластика определяет основные требования к подготовке материалов, технологии изготовления конструкций, правила испытаний и приемки и требования по безопасности труда. Применение стандартов в производстве позволяет унифицировать конструкции и технологический процесс и значительно снизить трудоемкость их изготовления.

Стандарты в СССР подразделяются на следующие категории:

— государственные стандарты СССР (ГОСТ), утверждаемые Госстандартом и обязательные для применения на всей территории СССР;

— отраслевые стандарты (ОСТ), утверждаемые министерством отрасли и обязательные для всех предприятий данной отрасли;

— стандарт предприятия (СТП), обязательный только для предприятия, утвердившего данный стандарт.

Определение качества продукции тесно связано с метрологией, т. е. наукой об измерениях, методах достижения их единства и требуемой точности. Руководство метрологией осуществляет метрологическая служба, состоящая из государственных метрологических органов, в задачи которых входит обеспечение единства измерений и единообразие средств измерений в стране.

Метрологическая служба производит стандартизацию единиц физических величин, их воспроизведение с помощью государственных эталонов, передачу размеров единиц всем применяемым в стране средствам измерений, надзор за уже находящимися в эксплуатации. На заводе контроль за состоянием приборов осуществляет лаборатория или отдел контрольно-измерительных приборов (КИП), который работает в тесном контакте и под техническим руководством метрологической службы.

Контроль качества продукции на заводе выполняет отдел технического контроля (ОТК); в каждом цехе имеется бюро технического контроля, в состав которого входят контрольные мастера и контролеры.

Для контроля за качеством судов, связанным с безопасностью их плавания, существуют специализированные организации.

Регистр Союза ССР — орган, осуществляющий технический надзор за всеми советскими морскими судами (независимо от их ведомственной принадлежности) и проводящий их классификацию. Он находится в ведении Министерства морского флота СССР. Регистр СССР расположен в Ленинграде, в крупнейших портах СССР имеет инспекции, в менее крупных портах и на заводах — инспекторские участки. Регистр СССР издает правила, касающиеся постройки и оборудования судов, использования материалов в судостроении, снабжении морских судов спасательными, противопожарными и другими средствами; осуществляет надзор за соблюдением этих правил при проектировании, постройке и эксплуатации судов. При невыполнении установленных правил и требований имеет право запретить эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и других технических вагонных средств. Вагон, находящееся под техническим надзором Регистра СССР, приобретает право плавания под государственным флагом Союза ССР с момента внесения его в Государственный вагонный реестр одного из заводских  или деповских предприятий.

Вагонный Регистр РСФСР — орган государственного технического надзора за безопасностью движения вагонов для различного предназначения. Функции Речного Регистра РСФСР и других республиканских регистров -аналогичны функциям Регистра Союза ССР, только распространяются они на все виды вагонов железнодорожного транспорта.

§ 7.2. Цели и задачи контроля качества

Стеклопластик как конструкционный материал имеет ряд преимуществ по сравнению с деревом и металлом. Однако у стеклопластика   есть   и   отрицательные   свойства,   которые   необходимо учитывать при постройке судов, — это, прежде всего, нестабильность   физико-механических   свойств,   зависимость   прочностных  свойств  от  целого  ряда  условий  и  трудности  контроля его качества.