Вагоны метрополитена. Конструирование вагонов головной модели 81-553.3 промежуточной 81-554.3 и прицепной модели 81-555.3 и разработка конструкторской документации, страница 87

— конструкцию в районе заделки обжимают прокладками с двух сторон и выдерживают до полного отверждения связующего;

— наружную поверхность конструкции из стеклопластика обрабатывают в соответствии с требованием технической документации.

Повреждения водопроницаемых корпусных конструкций, не требующих чистовой обработки поверхностей, устраняют накладками из стеклоармирующего материала, пропитанного связующим.

Перед укладкой стеклоармирующего материала на трещины в их концах засверливают сквозные отверстия диаметром 4—6 мм.

172 .

Каждый последующий слой накладываемой на трещину или пробоину стеклоткани должен быть увеличен на  10—15 мм по всему

: контуру.

При  устранении  дефектов  применяют  ту  схему  армирования

. стекловолокнистыми материалами, по которой выполнена основная конструкция, и стремятся подобрать связующее того же состава, что и в основных конструкциях корпуса судна.

§ 9.2. Износ стеклопластика в процессе эксплуатации и его ремонт

Практика испытаний и эксплуатации шлюпок, катеров и других судов из стеклопластика показала исключительно высокие прочностные качества их корпусов. При выбрасывании шлюпок и катеров на берег, ударах о подводные камни, плавании в ледовых условиях, сбрасывании на воду, ударах о набережные и пирсы, плавании на сильном волнении и т. д. корпуса из стеклопластика почти не получали повреждений. Однако при очень сильных ударах судов на большой скорости о подводные камни или при встрече с топляками, при неудачном спуске с борта судна и других обстоятельствах возможны случаи разрушения корпуса из стеклопластика.

Все возможные повреждения и разрушения корпуса судна и корпусных конструкций из стеклопластика можно разделить на три основных (типовых) группы:

— поверхностные повреждения наружной обшивки, палуб и платформ, переборок: царапины, отслоение отдельных слоев стеклопластика, выщербины декоративного слоя, истирание;

— нарушение целостности наружной обшивки палуб и платформ, переборок набора: пробоины, расслоение стеклопластика, изломы;

— повреждение и нарушение целостности соединений: отрыв набора от полотнищ, нарушение непроницаемости и герметичности соединений конструкций, срез и выпадение металлических болтов.

Перед осмотром ремонтируемого корпуса необходимо выполнить подготовительные работы: очистить корпус от обрастания и грязи; вскрыть горловины всех цистерн; очистить от остатков масла, топлива или воды, осушить и провентилировать все цистерны; проставить на палубе номера шпангоутов.

Полное восстановление прочности и непроницаемости корпуса возможно только при соблюдении определенных условий ремонта. Все работы по ремонту корпуса из стеклопластика с применением полиэфирных смол и стекловолокнистых наполнителей должны производиться при температуре окружающего воздуха не ниже 18—22 °С и относительной влажности не выше 65 %, т. е. при тех же условиях, которые создаются для изготовления корпусов из полиэфирных стеклопластиков. При устранении небольших повреждений может быть применен местный подогрев тепловыми в виде накладок по периметру пробоины. Для временной заделки пробоины можно использовать заранее отформованные пластины из стеклопластика достаточной прочности. Такие пластины с применением каких-либо герметиков и уплотнителей закрепляют на корпусе болтами, тросами или полотенцами.

На рис. 43 показана заделка отверстий в обшивке с разделкой кромок и симметричными накладками, а на рис. 44— заделка пробоины без разделки кромок.

Если необходимо восстановить набор корпуса, поврежденный набор вырезают или вырубают с удалением от кромок отверстия

Рис. 43. Заделка отверстия в обшивке с разделкой кромок и симметричными накладками

Рис. 44.   Заделка   сквозных   трещин без разделки кромок

«1=2/3«; 52-1/ конструкции

; 5 — толщина толщина обшивки;  / — длина выреза не менее чем на 150—250 мм в зависимости от размеров корпуса, набора и поврежденных мест. Параллельно с подготовкой поврежденного места приготовляют связующее и стекломатериалы так, как это указывалось ранее. Для восстановления целостности поврежденного набора отформовывают заранее балки соответствующего профиля и размеров. После заделки отверстия на толщину, равную толщине обшивки корпуса, устанавливают заранее подготовленный профиль из стеклопластика и приформовывают его обычным способом полосками ткани к восстановленной обшивке, неповрежденной обшивке и набору. Перекрытие приформовок по набору должно быть не менее 150 мм. При отсутствии заранее отформованного профиля из стеклопластика используют подсобный материал: доски, фанеру, листы жести. Доску или несколько кусков толстой фанеры подгоняют по месту, район расположения вкладыша промазывают связующим и устанавливают его так, чтобы соединить неповрежденные участки набора с перекроем на 150—250 мм. Затем производят наформовку слоев ткани или холста на толщину не менее 2/3 толщины набора. Укладываемые ткань или холст должны перекрывать на 75—100 мм неповрёжденные участки набора, полностью закрывая вкладыш. Выгнутая по профилю набора жесть служит лишь оформителем, на котором изготовляют вставкой кусок профиля. При этом должны быть выполнены те же требования, что и при вставке дерева. Жесть рекомендуется зашкурить и покрыть слоем эпоксидной смолы.

Повреждения приформовок набора, деталей  крепления  насыщения и т. п. устраняют следующим образом.  В поврежденных местах удаляют отслоившийся стеклопластик, вырезая его любым инструментом, а затем с помощью наждачных кругов, напильника и наждачной шкурки, зачищают места новых приформовок от связующего (до структуры наполнителя). Удалив образовавшуюся пыль, производят новую приформовку стеклотканью, пропитанной связующим, с перекроем неповрежденных мест на 75—100 мм.

При необходимости ремонта наружной обшивки больших катеров на плаву можно использовать кессоны различной конструкции, в которых обеспечиваются требуемые условия, т. е. темпера-тура 18—22 °С и относительная влажность воздуха не более 65 %. Достигается это оборудованием кессона соответствующей вентиляцией с подачей теплого воздуха и применением грелок.