Вагоны метрополитена. Конструирование вагонов головной модели 81-553.3 промежуточной 81-554.3 и прицепной модели 81-555.3 и разработка конструкторской документации, страница 67

— средние части палубных секций с надстройками и крупногабаритные секции палуб без надстроек должны иметь припуск по пазовым кромкам и по монтажному стыку, обращенному к миделю; средние части палуб, устанавливаемых без надстроек, могут не иметь припуска по пазовым кромкам, в этом случае припуск назначается по пазовым кромкам палубных стрингеров;

— поперечные переборки, изготовляемые целиком от борта до борта, должны иметь припуски по нижней кромке, устанавливаемой на второе дно или комингсы, отнесенные к днищевой секции; припуск по верхней кромке поперечной переборки назначается только в случае наличия комингса на палубных секциях;

— кромки фундаментов и подкреплений, сопрягающиеся с поверхностью, на которую они устанавливаются, должны иметь припуски.

В процессе сборки корпусных конструкций необходимо вести систематическое наблюдение за деформациями и проверкой основных размеров корпуса. Перечень объектов проверки и  периодичность ее проведения устанавливается технологической службой завода. Основные этапы работ по сборке корпусов проверяют контролеры ОТК.

При монтаже конструкций применяют простейшие приспособления: угольники с болтами, прижимы типа «рыбий хвост», талрепы, стяжки, струбцины и др. Технология установки конструкций с использованием простейших приспособлений разрабатывается технологической службой завода. Приформовку конструкций производят тем же связующим, с применением которого изготовляются собираемые конструкции. Собранные конструкции удерживают прижимными приспособлениями до отверждения клея или связующего. Следует избегать больших давлений — это не приводит к повышению прочностных характеристик соединения, а может лишь вызвать выдавливание клея или связующего.

Зазоры между конструкциями, получающиеся при сборке или в результате деформаций от усадки, могут быть исправлены приформовкой накладок или вставок.

При монтаже сборных конструкций допускаются следующие отклонения:

— разность высоты набора (как продольного так и поперечного) ±2 мм;

123

— несовпадение набора, разделенного какой-либо связью, не более 0,5 толщины стенки жесткости;

— несовпадение плоскостей сборных конструкций при стыковых соединениях заподлицо до 2 мм (перед приформовкой накладок несовпадение следует выравнивать стеклотканью на связующем);

— зазор между соединяемыми деталями не более 2 мм (устраняют его заполнением связующим с рубленым стекловолокном в соотношении 1 : 1 по массе);

— зазор между стыковыми кромками сборного набора не более 2 мм (при сборке его заполняют стекложгутом, пропитанным связующим).

Между соединяемыми плоскостями сборных конструкций должен прокладываться слой стекловата или стеклосетки, пропитанный связующим.

Сборку на стапельном месте корпусов пластмассовых судов длиной более 25—30 м из секций производят в следующем порядке:

— установка днищевой секции;

— установка поперечных водонепроницаемых переборок до верхней палубы и приформовка их к днищевой секции;

— установка платформ и приформовка их к переборкам;

— установка носовой и кормовой объемных секций и приформовка их к поперечным переборкам и днищевой секции;

— установка секций верхней палубы и закрепление их к переборкам и бортовым секциям;

— установка поперечных и продольных переборок на верхней палубе;

— приформовка верхней палубы к бортовым секциям и переборкам;

— установка и приформовка надстройки и переборок на верхней обвязке;

— установка и приформовка выгородок, шахт, книц и других

.конструкций;

— установка и приформовка рубок или палубы полубака.

При установке каждой секции выполняют следующие технологические и вспомогательные операции: подгоняют секцию по кон-туру прилегания, производят проверочные работы по установке, заполняют все зазоры массой из рубленого жгута со связующим. При установке водонепроницаемых конструкций заполняют зазоры герметизирующей пастой. Затем зачищают места соединений и приформовывают секции одну к другой. После выдержки приформовок в течение 7—10 сут при нормальных условиях до полимеризации производят снятие раскрепляющих и фиксирующих обычных судостроительных приспособлений, учитывая при этом особенности стеклопластика и предохраняя его от местных повреждений.

Забойные участки продольного и поперечного набора приформовывают после окончания формования по стыкам и пазам.

124

При производстве сборочных и приформовочных операций не разрешается выполнение каких-либо работ, вызывающих сотрясение корпуса или конструкций.

С целью ускорения сроков полимеризации корпусных конструкций из стеклопластика производят термообработку, что приводит к сокращению технологического времени изготовления конструкций, увеличению прочности стеклопластика, приформовок и мест соединений секций и устранению токсического влияния на организм человека летучих веществ, выделяющихся из стеклопластика в первый период эксплуатации судна.

При изготовлении из стеклопластика шлюпок, катеров и лодок, а также отдельных неболыдих корпусных конструкций (рубок, капов, секций надстроек, выгородок и т. п.) термообработка легко осуществима в камерах, оборудованных устройствами для получения температуры воздуха 60—80 °С и мощной вытяжной вентиляцией. При отсутствии камер термообработку можно производить по отдельным районам и помещениям судна с помощью различных переносных установок.

Значительно сложнее термообрабатывать конструкции судов длиной свыше 30 м. Тем более, что такие суда, как правило, имеют жилые помещения для постоянного или длительного пребывания команды, в которых первоочередное значение имеет вопрос устранения токсических выделений стеклопластика в первый период эксплуатации. Термообработку корпусных конструкций таких судов производят в помещениях или отсеках судна после полной их готовности и окончания в них всех работ, связанных с применением связующего или клеев. Поэтому до начала термообработки необходимо установить все детали крепления и провести испытания на водонепроницаемость. В случае необходимости приформовки каких-либо деталей или конструкций после термообработки помещения или отсека район их установки прогревают при помощи переносных устройств.